«Джентльмен-шоу» на службе фашистов: Метаморфозы одесского комика
Игорь Плисюк, журналист, Одесса
Когда-то, сто лет тому назад, Ярослав Гашек начал свой гениальный роман фразой «Великой эпохе нужны великие люди». И... главным героем своей книги сделал лукавого бравого солдата Швейка. Но окружали этого обаятельного и внешне наивного пражанина иные персонажи. Тупоумные шовинисты, озлобленные приспособленцы и ура-патриоты, готовые на любую подлость ради лишнего куска ветчины и кружки пива от ненавистного чехам прогнившего австро-венгерского режима.
Наша смутная эпоха тоже породила целую генерацию люмпен-патриотов Украины, сделавших доносы и разжигание ненависти своим ремеслом. Самые наглые из них органично совмещают бесчинства погромщиков с банальным рэкетом. Те, кто потрусливей - заняты науськиванием сограждан на «сепаратистов, колорадов и ватников», активно используя желтые СМИ и социальные сети для своего отхожего промысла.
Все они именуются «активистами», и отличаются от карателей только тем, что вовсе не спешат проявить свой «патриотизм» на поле боя. Дескать, именно они спасают тыл от страшных и кровожадных сепаратистов. И при этом - успешно совмещают безнаказанное хулиганство с устройством своих делишек. О некоторых из них, имеющих наглость именовать себя «патриотами Одессы» я и расскажу вам.
Яша -тысячный
Много лет тому назад услышал я от мудрого одесского еврея, отца моего друга детства, дивную притчу. В начальные дни творения Всевышний первыми из людей создал евреев. И они, пользуясь правом первородства, попросили Его дать им все возможные таланты и премудрости, дабы выделяться из прочих племен. Он согласился, но... по справедливости своей сказал им: - да будет так. Но один из тысячи евреев - воплотит в себе всю глупость, слабость и порочность, причитавшиеся остальным 999. Так и повелось с тех пор. А «тысячным» - одесситы называют такого представителя древнего и мудрого народа, который все это таки умудрился соединить в своей малоприятной личности.
Именно это предание мне невольно вспоминается всякий раз, когда вижу и слышу я деятеля, о коем поведаю в этом очерке.
Его знали не только в лицо
Яков Гопп. Имя и облик этого тощенького, невзрачного одесского лицедея кое-кто из вас помнит. В свое время он изображал туповатого рогоносца Яшу в «Джентльмен-шоу» - медиафраншизе когда-то славной, чемпионской команды КВН. Эта серия комических передач, существовавшая больше десятка лет, быстро скатилась к пошлости и спекуляции «одесскими хохмами» весьма низкого пошиба.
Но - торговля псевдо-одесским колоритом приелась российским телезрителям, для настоящих же одесситов - всегда была чуждой. В России хватало своих Петросянов и Дубовицких, выдававших килотонны низкопробного юмора, и «шоу» тихо скончалось.
Яша же, еще в советские времена зарабатывавший на хлеб с маслом ремеслом диск-жокея в портовом клубе и на круизных лайнерах, и уже тогда заработавший репутацию человечка недалекого, трусоватого и скуповатого, освоил новое ремесло. В течении многих лет он совершал променады по одесским базарам, знакомя земляков с ценами на популярные продукты, а заодно - и не без аппетита дегустируя оные. Телепередача «Одесса готовит обед» где он был вторым ведущим, имела популярность за счет обаяния своего основателя, рано ушедшего от нас журналиста Игоря Добровольского.
После же его кончины - Яша быстро превратил ее в банальную рекламу местных деликатесов и рынков... А заодно - снимался в эпизодах и маленьких ролях в фильмах и сериалах «за Одессу». Тех, где московские продюсеры эксплуатировали все тот же фальшивый местный колорит, представляя всему миру одесситов как махровых жуликов и шутников базарного уровня. В этом амплуа Яша был органичен, хотя на серьезные роли претендовать по недостатку актерского образования и таланта не мог.
Но ужасно гордился своей популярностью местечкового пошиба, в немногочисленных интервью стыдливо цитируя сравнения своей скромной персоны с... великим Чарли Чаплином. И не без апломба говорил, цитируя кого-то из великих: «Чем серьезней ты играешь идиотскую роль, тем смешнее она получается».
Да, в эти роли он недурно вжился! Между же телесеансами дармового поглощения вкусненького и нечастыми киносъемками - не гнушался показывать почтеннейшей публике... свои едва прикрытые одеждой хилые телеса в полупорнографической серии пошлейших передач «Голые и смешные», к позору нашего города - снимавшихся в Одессе. И то, что на фоне пышных бюстов обнаженных девиц его мощи выглядели особенно жалко, его не смущало. Ведь за это продюсеры платили!
И говорила ему прозорливая жена Таня, мнение коей для него свято, и он не стеснялся его цитировать: «Да что же они тебя постоянно унижают!». Но для Яши приоритеты были ясны: какая-никакая популярность, не говоря уж о паре копеек, стоят унижений.
Остался бы в памяти одесситов Яков Гопп как третьеразрядный шоумен, натужно смешивший публику своей внешностью да площадным скоморошеством, но... настали смутные времена для людей порядочных, и - звездные часы для него и ему подобных.
Профессия - «патриот»
С началом пресловутой «революции достоинства» многие людишки, наделенные сомнительными талантами, но недюжинными амбициями и отсутствием брезгливости, ринулись в бой. Одни, те, что понаглее, - стали боевиками и погромщиками. А еще недавно тихий и смешной Яша - проявил себя на вполне безопасной, но хлебной роли подстрекателя. Благо, одесский телеканал «Первый городской», на коем он подвизался в роли базарного дегустатора, принадлежал тогдашнему губернатору Немировскому. Олигарху из круга Коломойскому и вдохновителю профашистских «активистов».
И Яша резко превратился в витию «евромайдана», выступавшего с телеэкранов со «скромным» титулом «патриот Одессы». От имени одесситов этот самозванец всеми своими хилыми силенками разжигал ненависть к своим землякам - «колорадам и сепаратистам», надувая щеки в припадках хорошо оплаченного гражданского негодования.
Вы знаете к чему привели усилия его и ему подобных: к страшной бойне 2 мая 2014 года. Одесской Хатыни, унесшей жизни десятков безоружных людей в Доме профсоюзов на Куликовом поле. И шел бегущей строкой во время прямого телерепортажа в эфире «Первого городского» прямой призыв губернатора к погрому и насилию, обещая безнаказанность убийцам от имени власти.
А Яша, вместо того, чтобы покаяться - стал одним из тех, кто и доселе пытается доказать нам: второго мая активисты-майдановцы спасли Одессу. С цинизмом Геббельса этот человечек, похожий на гитлеровского обер-лжеца, хоть и лишенный его несомненного дара пропагандиста, косноязычно внушает: цель оправдывает средства, кровь и пепел невинно убиенных - нам во благо... А заодно - кормится на том, что «кошмарит», как принято говорить в кругах активистов, любые инновации в городской архитектуре. И наряду с защитой действительно страдающих памятников архитектуры - легко и просто предает проклятию те проекты, что неугодны его хозяевам.
На своей странице в «Фейсбуке» - ведет прямую пропаганду зоологической ненависти ко всему русскому, радуясь смертям и проклиная Россию в духе гитлеровской пропаганды. И его вовсе не смущает то, что годами кормился он на задворках российского кино. Просто -одно корыто сменилось другим...
А недавно наш «защитник одесситов» проявил себя во всей красе и в быту. Ухитрившись вечером разбить припаркованную машину, принадлежавшую молодой женщине, этот «джентльмен» вместо того, чтобы честно расплатиться за ущерб, устроил постыдную комедию. Наняв адвоката - Яша всеми силами пытается уйти от ответственности. Скупость берет верх над здравым смыслом, не говоря уж о порядочности. Вот он во всей красе, голый и не смешной.
И кажется мне, что конец его карьеры будет напоминать финал одного из рассказов Ильфа и Петрова. Там осточертевшего всему городу агрессивной дуростью местного охломона, жители Колоколамска, просто продали проезжавшей киногруппе, нуждавшейся в типаже идиота.
«Есть один продажный» - сказали они режиссеру. И с радостью избавились от гражданина Завиткова. Полагаю, это будет лучшим исходом для третьеразрядного комика, возомнившего себя «гласом народным».