Эрдоган не успокоится даже после чисток в армии - FT
Страх перед тем, что в Турции еще остались мятежники, готовые выступить против власти, остался.
Очень трудно переоценить силу удара, который понесла армия Турции после неудачной попытки военного переворота, участники которого хотели свергнуть президента Раджепа Тайипа Эрдогана и его неоисламистское правительство.
Вооруженные силы были опорой светской турецкой республики, основанной Мустафой Кемалем Ататюрком больше века назад на руинах Османской империи. И эта опора пошатнулась за 14 лет правления Эрдогана. А сейчас, после массовых чисток, она и вовсе может рухнуть.
Об этом на страницах Financial Times пишет Дэвид Гарднер. Президент, правящая партия и много оппозиционеров обвиняют в организации переворота офицеров, лояльных к исламскому клерик Фетхуллаху Гюлену, который сейчас живет в США. Однако на протяжении лет он строил большую сеть последователей в наиболее влиятельных государственных институтах Турции: полиции, судебной системе, спецслужбах и армии.
Гюлен и его последователи сыграли большую роль в приходе партии AKP к власти в 2002 году. Будучи премьер-министром, Эрдоган использовал их "как таран" против светского истеблишмента и, в частности, против армии, которая в 2008 году выступила против AKP. Однако нынешние чистки против "гюленистского параллельного государства" отстранили от должностей 160 турецких генералов.
Эрдоган назвал провальный путч "подарком Господа", который развязал ему руки в конфликте с армией. Но, вероятно, даже он сам не ожидал, что такие массовые чистки могут сделать Вооруженные силы бесхребетными. Стоит напомнить, что это будет означать для Турции. С кастой военных офицеров, хорошо образованных в специальных академиях в лучших традициях кемалистской идеологии, священной целью которой остается построение успешного светского государства, армия долгое время оставалась институтом, который лучше всего отражал турецкое национальное единство. Теперь это единство в руинах.
Несмотря на то, что репрессии вышли далеко за пределы сети сторонников Гюлена, несколько странно, что Эрдоган начал также давить на кемалистов и националистов под флагом Ататюрка, проводя встречи с главной оппозиционной "Республиканской народной партии", которая придерживается светской идеологии Мустафы Кемаля.
Несмотря на то, что мятеж был подавлен, правительство продолжает нервничать, потому что так и не выяснило, насколько глубоко движение против власти укоренилось. Существуют подозрения, что эти силы пока "залегли на дно". Поэтому нервозность Эрдогана можно понять.