Новости и события » Общество » В Грузии мир увидел и почувствовал, что российская угроза существует

В Грузии мир увидел и почувствовал, что российская угроза существует

В Грузии мир увидел и почувствовал, что российская угроза существует

Мы видим, что военная агрессия РФ продолжается в Украине, она не закончилась в Грузии и не закончилась для Европы.

В Грузии был первый раз, когда мир увидел и почувствовал, что российская угроза существует. И когда-то журналисты спросили у меня, что будет дальше, я сказал, что далее последует Крым, Украина. И затем страны Балтии и, возможно, Польша.

В 2008 году грузинская государственность была спасена. Путин еще в 2006 году пригрозил мне войной и дал распоряжение готовиться к войне. И они готовились и мы готовились (по данным Игоря Романенко, замначальника Генштаба Украины в 2006-2010 году, Грузия направляла на оборонный бюджет около 7% ВВП, - ред.) Но если бы не было помощи Украины, грузинское государство тогда не выстояло бы.

Война началась в Южной Осетии. Что такое Южная Осетия? Это два узких горных ущелья, это как одна пятая территории Одесской области. Стратегически это территория не очень важная, она уязвима. И когда Путин зашел со стотысячной армией и повел 800 самолетов, его целью не был захват двух горных ущелий. Он хотел свергнуть правительство в Тбилиси и захватить Грузию. Но точно также, как в Украине сейчас, ему не удалось решить свою задачу - сделать коридор на Крым, он не захватил весь Донбасс. Точно также и в Грузии в 2008 году они не смогли решить своих главных стратегических задач.

Почему? Во-первых, из-за героического сопротивления не просто грузинской армии, а всего грузинского народа. Война была объявлена пятидневной, но это длилось много недель. Где-то половина грузинской территории была оккупирована российскими войсками. Был расчет на то, что все сломается, парализуется. Но мы смогли выстоять. Ни одного сбоя не было в работе полиции, МЧС, медицинских служб. Полностью функционировал правительственный аппарат, и даже валюта ни на йоту не покачнулась. Финансовая система выдержала на сто процентов наступление такой большой армии.

Когда вошла российская армия ко мне пришел американский посол и сказал, что Кондолиза Райс (в 2008 году Госсекретарь США, - ред) спрашивала у Лаврова (Сергей Лавров, глава МИД РФ, - ред.) о цели вооруженного вторжения в Грузию. И ответ был: полное уничтожение Грузии. Они хотели уничтожить грузинскую государственность и не скрывали этого.

7 августа я лично собирался лететь на Олимпиаду в Пекин. Но были обстрелы и я поехал на место. К тому времени, как я доехал, обстрелы прекратились, а когда собрался ехать в аэропорт, снова возобновились. Я дважды садился в машину и меня дважды возвращали. События последних месяцев уже приучили нас к тому, что где-то что-то обстреливается. Так же, как и сейчас в Украине, мы почти не реагировали. К тому же правительство было в отпуске, все были расслаблены. Уже вечером стали поступать данные перехватов о том, что регулярные части российской армии заходят через Рокский тоннель. Решение нужно было принимать быстро. Потому что иначе они вышли бы в долину и открыли бы дорогу на Тбилиси. Мы пустили ресурсы на то, чтобы остановить их, освободить путь для того, чтобы вышло мирное население. Еще было важно не трогать миротворцев.

8-9 августа, когда зашли первые российские колонны, их остановила наша колонна из украинских танков Т-72 во главе с генералом Хрулевым. Первая их колонна была уничтожена с помощью украинской техники. Хрулев был в том бою тяжело ранен.

Вторая причина почему мы спаслись - помощь Украины. В Украине мы готовили своих специалистов, Украина дала нам ПВО, которое было критически важным в первые дни вторжения. Украина нам дала систему "Бук" и "Оса", несколько боекомплектов к каждой системе. Благодаря им мы сбили 12 российских бомбардировщиков, включая стратегический бомбардировщик ТУ-22 М3 (способен переносить ядерные боеголовки, - ред.), который никто до этого не сбивал.

Когда мы начали сбивать их авиацию, они остановили полеты. Пилоты отказались летать. И тогда они стали посылать самолеты ночью. Нас предупредил американский Генштаб о том, что вылетели ночные самолеты стратегической авиации. Мы опять привели в состояние боевой готовности украинскую систему, и она ночью сбила этот стратегический бомбардировщик ТУ-22 М3.

Одна из причин, почему российская авиация не бомбит сейчас Украину на Востоке - это уроки Грузии. Они знают, что украинские ПВО готовы их сбивать, и в Украине достаточно боекомплектов, в отличии от Грузии.

К тому времени как они отказались летать у нас закончились ракеты ПВО. Нам их давал президент Ющенко, а в Украине поменялось правительство и оно заблокировало новые поставки боекомплектов (В 2007 году после победы на досрочных выборах в парламент "коалиции демократических сил", было сформировано Второе правительство Юлии Тимошенко, - ред.) Это развязало России руки и когда они поняли, что у нас нет больше ракет, они снова поднялись в небо. За штурвалы первыми сели командиры. Но мы выиграли ценные первых два-три дня. Благодаря украинским технологиям и украинским специалистам.

Те, кто говорит, что Грузия первой начала эту войну забывают, что российские корабли начали выходить в Черное море до официального начала конфликта. И Украине не удалось остановить российский флот (ЧФ РФ выходил из Крыма, - ред.), не было таких процедур. Президент Ющенко, Генштаб, остальные, очень строго с ними говорили и это оказало как минимум психологическое влияние. Пытались остановить их (ЧФ РФ, - ред.), выиграть время. Поэтому я уверен, что Украина обречена на то, чтобы стать сверхдержавой - как минимум, региональной Великой державой.

После войны мы создали мощную военную промышленность, которая только в нынешнем году заключает контракты на 600 млн долл на поставку оружия. В Украине сотни заводов, и Украина просит дать ей оружие. Но Украина сама может производить все, что ей нужно.

Еще в первом эпизоде российской агрессии против Грузии - войне в Абхазии, на стороне Грузии было много украинцев. Там были отряды УНА-УНСО, например Геогрий Гонгадзе был ранен в Абхазии. Был эпизод, когда российский спецназ окружил грузинскую и украинскую группу, россияне предлагали сдаться. И украинцы прокричали им на русском языке: "Не рассчитывайте, кацапы, грузины не сдаются".

Это то, чем кроме вооружения нам помогла Украина. Сначала был Леонид Кучма, который дал первую партию вооружения. С его помощью нам удалось убедить аджарского сепаратистского лидера покинуть Аджарию в 2004 году. Украинское оружие было мощным инструментом влияния. Потом были системы ПВО, которые предоставила Украина, это уже в 2006 году.

Российские СУ-24 тогда зашли обстреливать украинскую систему "Бук". И наши специалисты, которые прошли подготовку в Украине, как только узнали о самолете, который направлялся в их сторону, отключили комплекс. Россияне не смогли снять его координаты. Ракеты пошли во всех направлениях. Они упали на мирные села.

Я читал статью генерала Бридлава (Филипп Бридлав, экс-главнокомандующий сил НАТО в Европе, - ред.) в которой он писал, что скорость с которой россияне вошли в Грузию показывает, что агрессия была подготовлена, их войска были на марше. Это не было реакцией.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected]. Подготовили Елена Голубева и Катерина Галактионова 112.ua

Пекин Черное море


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх