Умер Жоао Авеланж: Биография одного из величайших футбольных чиновников
В бразильском Рио-де-Жанейро, где полным ходом идет Олимпиада, в одной из больниц скончался выдающийся футбольный функционер Жоао Авеланж. Экс-президент Международной федерации футбола (ФИФА) прожил 100 лет и покинул этот мир из-за злосчастной пневмонии. Авеланж - личность великая, но очень неоднозначная. Его обвиняли в коррупции, в превращении футбола в бизнес, но в то же время в честь Жоао проводят футбольные турниры, его именем называют стадионы, даже сейчас олимпийцы в Рио состязаются на Олимпийском стадионе имени Жоао Авеланжа.
112.ua предлагает вспомнить путь Жана-Мари Фостена Гедефруа де Авеланжа.
Жоао Авеланж родился 8 мая 1916 года в бразильском Рио-де-Жанейро. В своих интервью позже он будет неоднократно признаваться в любви родному Рио, его пляжам, его людям. Даже уйдет в мир иной Жоао, конечно же, дома, в Рио.
Авеланж родился в богатой семье. Его отец Фостин Авеланж иммигрировал в Бразилию из Бельгии, работал в качестве торговца оружием, ему принадлежало большое имение, протянувшееся вдоль современных районов Ларанжейраш, Косме Велью и Санта-Тереза. В начале ХХ века Рио был совсем другим, нежели сейчас.
В школе Жоао был отличником. После ее окончания был принят на учебу на престижный юридический факультет Федерального университета Флуминенсе, который Жоао окончил в возрасте 24 лет с дипломом кандидата юридических наук.
После учебы Авеланж устроился на работу в качестве юридического советника в компанию Auto Via??o Jabaquara, которая производила автобусы, а позже стал президентом-директором другой подобной компании Via??o Комета. Со временем Жоао стал партнером в металлургической компании Orwec Qu?mica e Metallurgia.
Спортом Жоао интересовался с детских лет. А уже в 20 лет, в 1936 году он принял участие... в летних Олимпийских играх в Берлине как пловец. Впрочем, успехов там он не снискал - не смог преодолеть квалификацию на дистанциях 400 и 1500 м вольным стилем. На этом олимпийская история Жоао Авеланжа не закончилась. В 1952 году, в возрасте 36 лет Авеланж принимал участие в летних Олимпийских Играх в Хельсинки уже как член бразильской сборной по водному поло.
После завершения спортивной карьеры Авеланж перешел на административную работу. Начинал он как президент Федерации плавания Бразилии. Эта должность позволила ему автоматически попасть в Олимпийский комитет Бразилии в 1955 году.
В 1956 году он возглавлял бразильскую делегацию на Играх в Мельбурне.
В 1958 году Авеланж расширяет поле своей деятельности, вступая в Международный союз велосипедистов.
Но свое место Авеланж нашел не в плавании и не в велоспорте. В 1958 году он стал президентом Бразильской конфедерации футбола. В то время о нем говорили как о блестящем карьеристе, готовом работать, где угодно, лишь бы "повыше". Футбол - это икона бразильского спорта. Кто руководит футболом, тот руководит Бразилией, так в стране говорят до сих пор.
В том же 1958 году на Чемпионате мира в Швеции Бразилия в блестящем стиле стала чемпионом мира. В составе команды выделялись такие игроки, как Пеле, Гарринча, Вава и многие другие, вошедшие в историю футбола. Открытием этого первенства был семнадцатилетний Пеле, который до сих пор многими считается "королем футбола". В 1962 году в Чили бразильцы смогли повторить свой успех. Лучшим бомбардиром первенства стал Гарринча, забивший четыре мяча. Его напарник Пеле выбыл из чемпионата после тяжелой травмы в одном из первых матчей турнира.
Авеланж встал на волну успеха. При нем сборная восемь лет удерживала титул лучшей в мире, в ее составе блистали Пеле и Гарринча, а толпы бразильцев, нищих, но счастливых, боготворили команду.
В 1963 году Авеланж выбрался еще на одну ступеньку выше на своей карьерной лестнице. Он стал членом Международного олимпийского комитета. В 60-х возглавляемая Авеланжем федерация футбола начала готовить футбольную революцию в Бразилии. А подтолкнула ее к этому настоящая катастрофа, сильно подмочившая блестящую репутацию Авеланжа.
На Чемпионате мира в Англии в 1966 году бразильскую команду ждал грандиозный провал. "Селесао" оказались не по зубам венгры и португальцы, в рядах которых играл Эйсебио. Сборная Бразилии выбыла из первенства уже в подгруппе, что расценивалось не иначе как национальная катастрофа. Ряд игроков был вынужден некоторое время оставаться в Европе, пережидая неспокойную ситуацию на родине.
В эти годы в стране не было единого чемпионата. С начала XX века в разных штатах страны проводились собственные чемпионаты, и взаимоотношения между футбольными ассоциациями штатов нередко бывали весьма напряженными, что сказывалось даже при формировании сборной страны. Авеланж хотел организовать единый чемпионат, который бы сделал бразильский футбол солиднее и богаче. Старт нового формата был запланирован на 1971 год. Но перед этим, в 1970 году, сборная в третий раз стала чемпионом мира. В Мексике бразильцы, в составе которых вновь блистал Пеле, показали футбол высочайшего класса и выиграли все матчи первенства. В финале Бразилия разгромила сборную Италии 4:1. Авторитет Авеланжа как футбольного функционера топ-класса был восстановлен.
Честолюбивый Жоао не мог дальше оставаться в Бразилии, которая была уже слишком тесна для его непомерных амбиций. В 1974 году должны были пройти выборы президента ФИФА, и Авеланж выставил свою кандидатуру. Его соперником был действующий глава ФИФА англичанин Стенли Роуз. Чтобы победить, Авеланжу пришлось убеждать неевропейские страны в своей профпригодности - в Старом Свете с недоверием относились к слишком амбициозному бразильцу. Но Авеланж видел будущее. Он понимал, что консервативных европейцев ему не перетянуть на свою сторону, а вот азиатов и африканцев - очень даже по силам. Авеланж строил планы, как превратить ФИФА в машину, обладающую финансовой мощью. Он пообещал отсталым по футбольным меркам странам расширить количество участников Чемпионата мира, в случае своей поддержки, а некоторым федерациям даже дал надежду принять молодежные турниры сборных. Его кампанию поддерживал Пеле, ездивший по миру с агитацией за Авеланжа. В итоге Жоао поддержали 86 федераций - мир приветствовал первого и пока единственного неевропейского президента ФИФА.
Однако есть и другая версия того, как Авеланж пришел к футбольной власти. Ее главный вдохновитель - журналист Эндрю Дженнингс, который разоблачал коррупцию в Скотленд-Ярде и МОК, искал британский след в скандале "Иран-контрас" и изучал деятельность кавказской мафии в Чечне. А потом написал книгу о коррупции в футболе.
"С помощью подкупа делегатов конгресса ФИФА, проходившего во время чемпионата мира 1974 года в ФРГ, к власти пришел Авеланж, чему немало поспособствовал Хорст Дасслер из компании Adidas. Так зарождалась коррупция в ФИФА. За помощь в победе на выборах Авеланж отблагодарил Дасслера, заключив контракт с созданной им компанией International Sport & Leasure (ISL)", - говорит Дженнингс.
Хорст Дасслер, сын основателя концерна по выпуску спортивных товаров Adidas Адольфа Дасслера, в ту пору возглавлявший компанию, распознал экономический потенциал ФИФА и привлек первых крупных спонсоров. План Дасслера выглядел следующим образом: привлечь крупные корпорации, готовые заплатить миллионы за эксклюзивный контракт. Взамен эти фирмы получают преимущества в рекламе, бесплатные билеты на матчи, право приглашать своих гостей на льготных условиях, а также эксклюзивное право на использование логотипа ЧМ. Стенли Роуз противился каким-либо планам коммерциализации футбола. И тогда Дасслер предложил свой план Авеланжу. Тому как раз была необходима финансовая поддержка в борьбе с Роузом. Дженнингс уверяет, что во время выборов главы ФИФА не обошлось без подкупа за деньги Дасслера, только благодаря ему Авеланж якобы и стал президентом.
Для реализации своих планов Авеланжу были нужны деньги. Получить их можно было от спонсоров, стоящих у двери с выгодными контрактами. При поддержке спортивного маркетолога Патрик Нэлли Авеланж сделал Adidas и Coca-Cola основными спонсорами турниров ФИФА. Обе компании также финансировали расходы турниров ФИФА, к примеру, Coca-Cola потратила на Чемпионат мира по футболу в Аргентине в 1978 году 8 млн долл. Тогда это были серьезные деньги.
Поддержка коммерческих организаций имела решающее значение для будущего Авеланжа в ФИФА. Нэлли заявлял, что "деньги, которые мы привлекли в ФИФА через контракты с Coca-Cola изменили облик федерации". Авеланж строит новый международный офис в Цюрихе, назначив профессиональных штатных сотрудников - пиарщиков, финансистов, маркетологов. Штат штаб-квартиры ФИФА, составлявший в 1970-е годы 12 человек, увеличился почти в 10 раз. Увеличилась зона ответственности организации и ее коммерческие интересы, был организован ряд новых регулярных турниров: молодежный (для футболистов не старше 20 лет) и юношеский (не старше 17 лет) чемпионаты мира, Кубок конфедераций и чемпионат мира среди женских команд, проводящийся с 1991 года.
ФИФА показывала дорогу. Другое федерации смотрели внимательно, многие были готовы последовать этому плану. Триумвират Жоао Авеланж, Хорст Дасслер и Патрик Нэлли привел к серьезным последствиям для будущего мирового спорта.
Прибыль от продажи телевизионных прав значительно увеличилась. В 1987 году европейские права на следующих три чемпионата мира были проданы за 440 млн долл., права на три турнира с 1998 года (без рынка США) были проданы за 2,2 млрд долл. Футбол при Авеланже приносил ФИФА громадные доходы.
Выполнил Авеланж и обещание, данное маргинальным футбольным федерациям. Расширение состава участников финальных турниров чемпионата мира с 16 до 24, а потом и до 32 команд и повышение роли сборных из Африки, Азии, Северной и Центральной Америки и Океании, среди которых к 1974 году насчитывалось только три участника финальных турниров, стало реальностью. После каждых выборов и своей победы Авеланж расширял количество участников ЧМ, благодаря азиатские, карибские и африканские федерации за поддержку.
Авеланж был одним из инициаторов проведения в СССР чемпионата мира по футболу среди молодежных команд в 1985 году. Многолетний глава российского футбола Вячеслав Колосков признавался, что Авеланж всегда хорошо относился к России и даже отдыхал с ним вместе на озере Байкал.
"У него была интересная черта. Он никогда в жизни не снимал пиджака и галстука и никогда ничего не ел во время перелетов, даже очень дальних. У него была вода, сухое печенье и огромная книжка с ребусами и кроссвордами. Мы с ним много раз летали. И даже за 11 часов полета он не переодевался и не кушал", - отмечал бывший президент РФС.
Однако в историю Авеланж войдет не только как гениальный менеджер, но и как скандалист и коррупционер. Он рассорился с Пеле, стал фигурантом многочисленных скандалов и журналистских расследований. В ходе войны с Пеле, в 90-х главой бразильской футбольной конфедерации, Авеланж даже грозил Бразилии недопуском на Чемпионат мира 1998 года. На том турнире кудесники с Ромарио, Дунгой и Роналдо в составе в итоге дойдут до финала.
В 90-х Авеланж готовил себе надежного преемника. Йозефа Блаттера он пригласил на работу в ФИФА еще в 70-х. В 1998 году он передал свое наследие Блаттеру, который окончательно превратил ФИФА в глобальную корпорацию по зарабатыванию денег. Однако, награда нашла каждого из героев этой схемы позже.
В апреле 2013 года Авеланж был вынужден покинуть пост почетного президента ФИФА в связи с коррупционным скандалом. Согласно данным, опубликованным ФИФА, в период с 1992 по 1997 год Авеланж и его бывший зять, экс-президент Бразильской конфедерации футбола Рикардо Тейшейра получили крупные взятки от маркетинговой компании ISL за выгодные контракты на телетрансляции матчей чемпионатов мира по футболу. Сумма взяток, которые получали президент ФИФА и его бывший зять с 1992 года, составила около 41 млн швейцарских франков. Суд обнародовал документы, из которых следует, что получение взяток было обычной практикой для структур ФИФА с 1970-х годов. Так, например, с 1989 по 1998 год замешанная в скандале маркетинговая компания ISL заплатила чиновникам ФИФА не менее 123 млн. швейцарских франков.
В 2012 году чиновники были признаны виновными в получении целого ряда взяток от ISMM/ISL. Авеланж не подвергся судебному преследованию в рамках данного дела ввиду своих преклонных лет. Позже американская прокуратура потопила и Блаттера, по тем же обвинениям - тотальная коррупция в ФИФА.
Несмотря на все скандалы, Авеланж имеет множество наград - является кавалером ордена Почетного легиона, имеет правительственные награды Бразилии, Португалии, Швеции, Испании и других государств.
С 1988 по 1997 год в Южной Америке проводился второй (после Кубка Либертадорес) по значимости клубный турнир по футболу, который назывался Суперкубок Жоао Авеланжа (другое название - Суперкубок Либертадорес, в нем принимали участие все бывшие победители главного клубного турнира континента).
В 2000 году в Бразилии, где сорвалось проведение чемпионата страны по футболу, был проведен Кубок Жоао Авеланжа - фактически признаваемый в качестве чемпионата страны того года.
В 2007 году в окрестностях Рио-де-Жанейро был построен Олимпийский стадион Жоао Авеланжа, рассчитанный на 45 000 зрителей. Правда, несмотря на уважение, которое бразильская нация испытывала к своему знаменитому земляку, в народе название так и не прижилось. Футбольные болельщики гораздо чаще именуют арену "Энженьяо" - по названию района, где она была построена. Стадион в Уберландии Парке ду Сабия также официально носит имя бывшего президента ФИФА - Муниципальный стадион Жоао Авеланжа.
В июне 2014 года Авеланж попал в больницу с легочной инфекцией. В ноябре 2015 года он повторно был госпитализирован с дыхательными проблемами. 2 июля 100-летний Жоао Авеланж попал в больницу Рио-де-Жанейро с воспалением легких. Эта пневмония и оборвала его жизнь 16 августа 2016 года.
Сергей Звиглянич