Крым. Итоги месяца
Ровно месяц назад в Крыму состоялось предварительное судебное слушание по делу «26 февраля». Месяц срок небольшой, но очень емкий на события уголовно-неправового характера, происходящих в рамках последовательной репрессивной политики российских властей в отношении граждан Украины в Крыму, причем преимущественно крымскотатарской национальности.
По делу "26 февраля" суд разделил слушание дело по обвинению Ахтема Чийгоза и остальных фигурантов, в частности Али Асанова и Мустафы Дегерменджи.
В отношении Ахтема Чийгоза примеряется дискриминационная норма российского уголовно-процессуального закона, согласно которой подсудимый поражен в правах, в том числе право на доступ к правосудию и состязательность в уголовном процессе. Его просто не привозят в зал суда, заставляя участвовать в процессе через видеосвязь из СИЗО, где его содержат. Данная норма примеряется к нему незаконно, а практическое применение несовершенного технического оборудования видеосвязи способствует только затягиванию процесса и порождает судебную волокиту.
За месяц по делу Ахтема Чийгоза были допрошены только пять потерпевших: Кошелев, Косырев, Соловьев, Тохтомыш, Юкало, при том, что общее количество потерпевших составляет 84 человека, а свидетелей обвинения 78 человек. Очевидно, что процесс займет еще длительное время.
Одновременно с этим, суд с участием Али Асанова и Мустафа Дегерменджи еще даже не начинался. Все материалы дела находятся в деле Ахтема Чийгоза, на разделение дел помимо адвокатов подал апелляционное представление даже прокурор. Но крымские судьи совершенно не торопятся рассматривать жалобы. Али Асанов и Мустафа Дегерменджи месяц просто так провели в симферопольском СИЗО, где сказать, что условия там нечеловеческие, не сказать ничего.
Параллельно в этот месяц происходила еще одна история. Мы видим, как российская власть последовательно и методично издевается над заслуженным, пожилым и очень больным человеком Ильми Умеровым.
Долго пытаясь накопать хоть что-то на зампреда Меджлиса, бывшего главу Бахчисарайского района, перерыв всю бухгалтерию и налоговую отчетность, но ничего так и не найдя, российская власть руками ФСБ решила привлечь Умерова за слова, за его мнение, высказанное вслух. За неприятие оккупации и агрессии, за любовь к своему народу и Родине.
Не имея возможности взять Умерова под стражу, молоденький следователь ФСБ по фамилии Скрипка решил принудительно поместить его в психиатрическую клинику, на стационарную экспертизу. Причем, вся эта процедура производилась демонстративно репрессивно, мол, и не таких ломали.
Сначала Умеров был доведен до гипертонического криза на суде по направлению его на стационарную экспертизу, а судья в нарушение закона, пропустив часть процедур, приняла решение в его отсутствие.
Затем следователь и оперативники ФСБ ежедневно наведывались в больницу, оказывая давление на врачей, с целью получения от них выписки Умерова. Мало того, добившись выписки, немедленно самовольно перевезли Умерова в психиатрическую больницу и принудительно поместили на стационарную экспертизу до вступления решения суда в законную силу!
При таких обстоятельствах, естественно все это не может не отражаться на здоровье Ильми Рустемова. Действия российских властей в отношении него иначе как издевательскими, сознательно направленными на его физическое уничтожение назвать я не могу.
Также еще один месяц провели в СИЗО Симферополя еще десяток граждан Украины, виноватых перед российской властью только тем, что организация Хизб ут-Тахрир, которая в Украине и множестве других стран абсолютно легальна в Российской Федерации запрещена (наряду со многим другим). Таким образом, сразу после аннексии все, кто, по мнению российских властей, имел отношение к данной организации, автоматически стали преступниками.
Еще один месяц прошел без каких-либо вестей об Эрвине Ибрагимове, похищенном неизвестными в форме ДПС в конце мая. Российские власти даже имеют наглость утверждать, что Ибрагимов сам сбежал с территории Крыма и примкнул к участникам блокады на материке.
Самое печальное наблюдение за этот месяц состоит в том, что внимание украинского общества, средств массовой информации к украинским политзаключенным в Крыму существенно ниже, чем было к тем, кого российские власти преследовали в 2014-15 годах. Небольшой всплеск активности медиа сопровождался известиями о сфабрикованном деле "диверсантов", но здесь и российские власти были заинтересованы во включении в повестку этого события, для демонстрации своей жесткой внешнеполитической риторики, подливая на "мельницу" СМИ очередные "шокирующие" факты и "видеопризнания".
А ведь помимо отсутствия должного внимания со стороны общества и СМИ, граждане Украины в Крыму обделены и помощью со стороны украинских властей. Консульская помощь на территории Крыма, например, не оказывается.
Отсутствие гласности, информационный вакуум, наличие только СМИ РФ в Крыму, подающими (если подающими вообще) информацию в одностороннем ключе, безусловно, способствуют произволу и политике репрессий со стороны российских властей в отношении граждан Украины в Крыму.
К сожалению, пока эта ситуация не сдвигается с мертвой точки. Политический статус Крыма, в том числе в глазах украинской власти, не дает возможности обеспечить присутствие в Крыму независимой прессы, как украинской, так и зарубежных стран. Законодательные запреты в части регулирования посещения оккупированной территории если и разрешатся, то с учетом всей бюрократической механики в лучшем случае к концу года. Но самое главное, чувствуется апатия со стороны украинского общества. Не знаю чем это может быть вызвано, усталостью, разочарованием, былыми трениями по национальному или территориальному признакам, сезоном отпусков, гадать не хочу, но вижу, что внимание украинского общества к своим преследуемым российской властью согражданам в Крыму существенно ниже, чем могло бы быть.
Но, хочу отметить, что не бывает граждан "первого" и "второго" сорта. В конце концов, там преследуются граждане Украины, патриоты, которые в тяжелый час для страны не перебежали под теплое крыло захватчика, не сдали своих позиций. Открыто и честно заявляли о своей приверженности к территориальной целостности страны, о своей принадлежности к Украине.
"Крымский вопрос" еще предстоит разрешить Украине, России и мировому сообществу политическим путем. Рано или поздно все равно это произойдет.
Но проблема прав человека в Крыму, прав граждан Украины не терпит отложения ни в какой мере и должен разрешаться немедленно.
В ходе недавней пресс-конференции в Киеве, в ходе своего выступления я перечислил ряд шагов, которые могут улучшить ситуацию с защитой граждан Украины в Крыму. Для этого требуется политическая воля и вовлеченность в проблематику украинской власти.
Во-первых, необходимо разработать механизм допуска для работы на территории Крыма средств массовой информации, как украинских, так и зарубежных.
Во-вторых, необходимо разработать механизм допуск мониторинговых миссий международных организаций по соблюдению прав человека и добиваться от российских властей признания работы таких миссий, в том числе посредством международного давления на Кремль.
В-третьих, необходимо использовать механизмы международных организаций (ООН, ОБСЕ) и т. д. для контроля действий российских властей по соблюдению прав граждан Украины в Крыму.
Только решительные действия украинских властей, поддержка украинского общества и внимание независимых средств массовой информации могут остановить репрессии развязанные российскими властями против граждан Украины в Крыму. Им надеяться больше не на кого.
Мнение редакции сайта "15 минут" может не совпадать с мнениями, высказанными в рубрике "Блоги".