Потепление продолжается: молодые озера уничтожают лед Антарктиды
Тысячи и десятки тысяч свежих голубых озер появляются на поверхности ледников Антарктиды, но ученых это зрелище совсем не радует. Надледниковые озера, которые образуются из растаявшего под лучами солнца льда на поверхности - результат глобального потепления и начало гибели ледника. Об этом пишет статья, опубликованная журналом Geophysical Research Letters.
Еще много лет назад такие же процессы были замечены на противоположной стороне света, в Гренландии, и привели к коллапсу: талая вода, просачиваясь в трещины и микротрещины, подтапливает ледник изнутри и служит смазкой, облегчающей скольжение его частей и общий развал. В Гренландии это вызывает таяние ледников со все более и более ускоряющимися темпами - только между 2011 и 2014 гг. они потеряли более триллиона тонн массы.
Ну а теперь тревожные ярко-голубые пятна воды стремительно множатся на поверхности обширного ледника Лангховде близ восточного побережья Антарктиды, выходящего по направлению к Африке. Как сообщают ученые, собравшие и записанные на месте метеорологические данные, и сделанные с орбиты спутниковые наблюдения, общее число озер, возникавших в летние сезоны 2000-2013 гг., достигло почти 8000 штук - и с тех пор рост только ускоряется. Число каналов, оставленных талой водой на поверхности, составило 855, причем уходили они на глубину более 18 км от края ледника.
Вряд ли кого-то удивит, что этот процесс оказался тесно связан с летней температурой, и в наиболее жаркие за этот период годы (2012-й и 2013-й) количество озер было максимальным. «Параллели между наблюдениями на гренландском и антарктическом побережье позволяют предположить развитие у них сходных процессов таяния, стекания льда и распада ледника», - резюмируют ученые.
Конечно, пока еще рано говорить о полной гибели ледников Антарктиды, но скорость изменений впечатляет. Мы привыкли воспринимать Южный континент, далекий от населенных людьми регионов, «островком спокойствия», а уж его восточная часть отличается особенной стабильностью. Похоже, ее в нашем мире не осталось вовсе.