Сегодня НАТО оценит ядерную угрозу России
Министры обороны стран НАТО соберутся в среду для решения проблемы, с которой они не сталкивались со времени окончания холодной войны. Речь идет о громких угрозах применения ядерного оружия, звучащих из агрессивного Кремля.
Российский президент Владимир Путин заявил на прошлой неделе о планах пополнить ядерный арсенал России 40 межконтинентальными баллистическими ракетами. Во время своих недавних военных учений Москва задействовала боевую технику с ядерными боевыми зарядами и увеличила количество вылетов бомбардировщиков-носителей ядерного оружия. Российские лидеры за последние несколько месяцев неоднократно ссылались на ядерный потенциал страны.
Организация Североатлантического договора всячески пытается разработать ответные меры, не нагнетая при этом обстановку. Представители руководства альянса в неофициальных беседах заявляют, что в данный момент они проводят предварительную оценку существующей ядерной стратегии НАТО, после чего примут решение о том, проводить ли более глубокий анализ.
«Эта ядерная риторика России неприемлема, она дестабилизирует и является опасной, - заявил в понедельник Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. - В годы холодной войны мы усвоили, что все вопросы, связанные с ядерным оружием, следует решать с большой осторожностью».
Представитель США в НАТО Дуглас Льют заявил во вторник, что Америка и НАТО рассматривают варианты своих действий. США обвинили Россию в том, что, проводя испытания ракеты средней дальности, она нарушает условия подписанного в 1987 году договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
«В настоящее время в Вашингтоне проводится общая оценка, и параллельно здесь, в НАТО, также ведется работа, цель которой - проанализировать возможные последствия заявлений России о ее ядерном оружии&8230; а также оценить, что мы реально видим на месте в отношении разработки и размещения», - заявил Льют.
Министры обороны 28 стран-членов НАТО, собравшиеся в Брюсселе, рассмотрят все вопросы - от военных расходов до предложения США о размещении тяжелых вооружений в Восточной Европе. Но даже с учетом того, что в повестку включены такие нелегкие и спорные вопросы, ожидается, что существенное внимание будет уделено ядерной теме.
Высокопоставленные представители НАТО признают, что не имеют достаточно ясного представления о том, является ли ядерная риторика России обычной демонстрацией силы, или же это сигнал о более серьезных изменениях планов Москвы. Не исключено, что Москва в своих заявлениях делает особый акцент на ядерном арсенале из-за того, что даже после модернизации ее обычные вооружения по мощности уступают западным аналогам по сравнению с советскими временами. Так или иначе, возобновившиеся разговоры о межконтинентальных баллистических ракетах и договорах о ядерных вооружениях служат напоминанием о мрачных временах холодной войны.
«Людям должно быть страшно, - говорит бывший представитель США в НАТО Иво Даадлер. - Мы сейчас находимся в такой ситуации, когда вполне вероятно возникновение военного противостояния, и такого рода угроза усиливает возможность просчетов и неверных оценок».
Даадлер, который теперь возглавляет Чикагский совет по глобальным проблемам, отметил, что Владимир Путин ранее обещал пополнить российский ядерный арсенал 50 новыми МБР, так что недавно озвученная цифра 40 ракет - это уже какое-то сокращение.
Вице-адмирал Джеймс Г. Фогго III, командующий 6-го флотом США и представитель командования сил НАТО, заявил, что риторика Кремля не изменила его позиций. Его корабли по-прежнему действуют в режиме «нулевой фазы» - заявил он, имея в виду учения в условиях мирного времени.
«Я считаю, что это всего лишь риторика, - заявил адмирал Фогго журналистам, находясь на борту американского военного корабля San Antonio во время проходивших недавно учений НАТО. - Ответственные государства связаны рядом договоров и ограничительных условий».
Российское представительство в НАТО в ответ на письменный запрос заявило, что Россия со всей серьезностью относится к своим обязательствам по нераспространению ядерного оружия. В России проходит активная фаза получившей широкую огласку модернизации ядерного арсенала, говорится в ответе, что разрешено условиями договора СНВ-3.
«Наша военная доктрина имеет исключительно оборонительный характер, в том числе в вопросах, касающихся ядерной стратегии, и не содержит элементов, которые могли бы быть восприняты как угроза какой бы то ни было стране, - сообщается в электронном письме российской миссии. - Как мы часто слышим от представителей некоторых западных стран, вопрос их безопасности обсуждению не подлежит. Следовательно, и в нашем случае тоже».
Однако представители западного военного руководства заявляют, что не могут оставить эту риторику без внимания и считать ее пустыми словами.
«Я считаю это чрезвычайно рискованным, - сказал недавно председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси в своем интервью The Wall Street Journal. - У них есть арсенал, они его испытали на маневрах, и мы не можем не принимать это всерьез».
В итоге НАТО рассматривает вопрос об ответных мерах. Научный директор лондонской исследовательской группы European Leadership Network Лукаш Кулеса заявил, что для НАТО было бы опрометчивым вторить ядерной риторике России.
Западу следует предпринимать более сдержанные ответные меры, сказал он, как и поступили недавно США, направив на морские учения в Балтийском море бомбардировщики В-52. «Это один из способов, позволяющий подать России ответный сигнал о том, что США тоже способны нанести ядерный удар, - отметил Кулеса. - Но это было сделано совершенно иначе - без той риторики, которую мы слышим от Владимира Путина».
Вне зависимости от того, перерастет ли риторика в нечто более серьезное или нет, она вновь создает условия для конфронтации, которая на протяжении долгого времени считалась невозможной. США и Россия в 2010 году подписали договор СНВ-3, согласно которому каждая из сторон обязана ограничить количество пусковых установок до 800 единиц и развернутых ядерных боезарядов - до 1550 единиц. Подписанный до этого договор о РСМД запрещает размещать в Европе ракеты средней дальности.
По словам Лукаша Кулесы, заявления Москвы направлены как на зарубежную аудиторию, так и на жителей России. Для западных лидеров они служат предупреждением о том, что не следует слишком давить на Россию. Россияне же должны понять, что возрождение некогда отсталой и запущенной российской армии является главным условием реализации обещания Путина добиться национального возрождения.
«Модернизация российского ядерного потенциала и вооруженных сил стала очень важной составляющей послания главы государства к народу, - утверждает Кулеса. - Это один из способов заявить о том, что Россия возвращает себе статус великой державы».