Солдат армии ДНР: Крысам пора тикать
В армейских корпусах Новороссии прекращена ротация, несчастные случаи на складах боеприпасов ВСУ, вызванные нарушением техники безопасности, наблюдается вдоль и вглубь всей линии соприкосновения с противником.
«Крысам пора тикать», - утверждает легендарный писатель и солдат Новороссии Максим Шишов. Он получил известность благодаря репортажам с передовой, публиковавшимся в блоге. На некоторое время Шишову пришлось покинуть фронт из-за тяжелого ранения.
Об этом и просто о жизни на изломе Истории поведал он в разговоре с обозревателем ПолитНавигатора Валентином Филипповым.
Валентин Филиппов: Я приветствую легендарного Максима Шишова, человека с железной ногой. Или уже, по-моему, нет, наконец-то, слава Богу? Максим Шишов: Там была титановая.
Валентин Филиппов: Максим - титановая нога? Здравствуйте, Максим. Максим Шишов: Добрый день.
Валентин Филиппов: Как Вам день их независимости с танками с крестами на Крещатике? Максим Шишов: У меня возле подъезда постоянно сидит дедушка. Ему уже, наверное, лет 100. Он, по-моему, сказал лучше всего по поводу их дня. У него легкий Паркинсон, трясется слегка голова. И, покуривая «Приму», прокряхтел: - «Шо, шо? А, праздник. Ну, да. Независимости хохлов от мозгов». Мне добавить, собственно говоря, уже нечего к этому.
Ничего нового в мире пока еще не придумали. Довольно-таки давно такое произведение появилось. Написал его небезызвестный Оруэлл. Сейчас с Украиной происходит тоже самое, буква в букву. Сейчас в Украине. Хотя я должен сказать, что первоначально мне Украина, как государство, очень нравилось.
Валентин Филиппов: Даже так? Максим Шишов: Да, даже так. С самого начала, когда Советский Союз распался. Да, Империю было жалко. Но с самого начала было понятно, например, мне, что в другом случае у нас путь был один - к большой войне, к войне ядерной. И тогда появился шанс, что такой сценарий не состоится. И, по сравнению со всеми остальными государствами, именно в Украине как-то была надежда, что движение идет правильное. Мы не уходили от России, от Белоруссии. Собственно говоря, мы от славян не уходили.
Валентин Филиппов: При этом, как говорил Кучма, пять лет без войны и бед. Максим Шишов: Да, да, да. Все, вроде бы, шло хорошо. Украина с развитием в начале шла здорово. Это потом уже оказалось, мы просто очень быстро проедали то, что осталось. Но, было полегче, чем в России. Отсюда начали сначала ездить в Европу значительно чаще, а потом сказалось, что у Украины не оказалось никакой, собственно говоря, национальной идеи. И на поверхность вытащили именно вот шоу-нацизм, шоу-национализм. Его держали на коротком поводке, держали как некий козырь для переговоров с Москвой. Тот же самый Тягнибок стал вроде клоуна.
С них все смеялись, никто в это особо не верил. И Кучма подкармливал, хотя если сейчас посмотреть, то самые счастливые времена у Украины, как это не смешно, это были последние пару лет правления Кучмы.
Тогда средний доход украинский дошел до 500$ на душу населения. Мы начали посещать Крым и Египет. Мы, в смысле рядовые граждане, не те, кто ездил раньше. Начали машины покупать.
Валентин Филиппов: Было. Ну, мы опережали по росту ВВП Россию на тот момент. Максим Шишов: Хотя, с другой стороны, надо отметить, что и по настоящий момент Украина за все 25 лет так и не достигла советского уровня развития. То есть, мы только пытаемся подняться, пытались. Сейчас говорить об этом уже невозможно.
Валентин Филиппов: Возвращаясь к тому же параду на день независимости. Многие отмечают, что на такой большой праздник - четверть века «незалэжности» - иностранных гостей что-то было маловато. По-моему, кроме поляка никто и не приехал. У меня сразу параллель возникает. Я вспоминаю олимпиаду в Сочи, на которую приехал Янукович, и ни один президент другой страны не хотел садиться на ту же трибуну, где сидит Янукович. Даже Путин. Максим Шишов: Вы посмотрите, есть куча фотографий сейчас. На этом параде стоят функционеры украинские, на выражения их лиц.
Такое выражение лиц бывает, когда кого-то хоронят. Да, они опять же по тому же самому Оруэллу могут заявлять, что война - это мир, могут заявлять, что рабство - это свобода. Собственно говоря, они это и делают. Но, сами-то они понимают. Они стоят, держатся за сердце. По поводу этих фотографий пошел уже в интернете разговор, что это ребята готовятся симулировать сердечный приступ на очередном судебном процессе.
Валентин Филиппов: Как сейчас обстановка в ДНР? Что на фронтах? Я слышал, что Вы предупреждали мирных, что лучше ехать сейчас. Что происходит? Максим Шишов: Да я не мирных предупреждал. Есть такая категория крыс. Они - как только. В 2014 году в 2-3 часа дня машин на улицах было значительно меньше, чем в 2-3 часа ночи - несмотря на комендантский час. Все проживающие в Донецке, а не дончане, разбежались.
Нет, я не говорю про тех матерей, которые вывезли своих детей, таких тоже было довольно-таки много.
Я когда-то делал ролик, он назывался «ПВО, Правда Всегда Одна». Потому что, вот эти как бы донецкие, они устроили форум в Киеве. Сейчас они все вернулись обратно. Деньги там кончаются. Особо они там не нужны. Здесь они, на самом деле, тоже не нужны. Но город сейчас забит.
Именно их я предупреждал. Тех, кто очень склонен, если вдруг начинает что-то происходить, куда-то бежать. К ним я обращался: ребята, бежать уже пора.
Валентин Филиппов: А что начинает происходить? Если Вы зачастили на передовую, а они зачастили уже «тикать», то что-то будет? Максим Шишов: В воздухе предчувствие грозы висит уже довольно-таки давно... Украина начала подтягивать сюда войска. Подтягивает очень много. Они уже сейчас особо и не скрывают. Правда, тут тоже у них случаются нюансы. Они начали выпускать новую свою продукцию, на днях анонсировали поступление в войска миномета «Молот».
Я, как минометчик, вообще этим очень заинтересовался. И тоже наткнулся на описание украинских вояк, как этот миномет испытывали. На первом же испытании девять пострадавших, один сразу в 200-е.
Потом там, куда после этого пришли минометы, тоже очень большие нарекания. Хотя, каждый миномет стоит 450 тысяч гривен с плюсом. Это, между прочим, стоимость машины Nissan новой. Вот по этой стоимости его дают в украинские войска. Из стоимости кто-то кладет себе на карман, ну я не знаю.
Но, несмотря на это, какая бы ни была техника, но они ее тащат. Тащат на передовую, тащат еще больше.
Сторона №2. Донецк ко всему привыкает, очень быстро привыкает. То, что каждый день, скорее, каждую ночь у нас громыхает, идут обстрелы по окраинам, к этому уже люди привыкли, и что обстрелы понемножку добавляются, - как-то на это внимание не обращается.
Да, время от времени, как правило, кто-то из свежевернувшихся замечает: да здесь громыхает, как в 2014 году. Ну, громыхает, ну и что. Но, интенсивность обстрелов-то выросла в десятки раз. Сейчас дожди пошли, и новая мода появилась - работать под грозу. И когда происходит работа эта под грозу, когда один раз молния сверкнула, после этого минут пять идет гром-гром-гром, это не заметить тоже невозможно.
Потом, отвечать на крымские эти все варианты надо. И есть большое подозрение, что... Еще полгода назад был случай, когда за ответ наших ребят на передовой, на обстрел украинской стороны ответивших, судили и чуть не посадили. Им грозило по 6 лет. Сейчас, после того, как Путин сказал... Мы не стреляем, нет. Вы что? Мы соблюдаем дальше Минские соглашения. Но, на украинской стороне постоянно взрываются склады боеприпасов. За последние 10 дней, если посмотреть сводки их же, из-за неосторожного обращения с огнем, из-за неисправных кондиционеров, из-за прочего под Мариуполем один склад взлетел на воздух сам по себе недалеко от Еленовки, ближе к Ольгиевке, ну и, собственно говоря, по всем направлениям.
Валентин Филиппов: Слушайте, а на какую глубину фронта у них несчастные случаи? Максим Шишов: В том-то и дело, что это не передовая, не сама передовая.
Валентин Филиппов: А в Киеве складов нет? Я слышал, под Верховной Радой склад. Максим Шишов: Есть. Я, в крайнем случае, очень много кондиционеров на Верховной Раде видел...
Дальше напряжение нарастает, нарастает. Я только вчера съездил в Дебальцево в свою бригаду, поговорил с ребятами. Ребята работают. Когда начиналась дебальцевская операция, начиналась она следующим образом. Я в ней участвовал, я могу сказать. Когда мы прибыли, происходили на батарее стрельбы, раз в пару недель выезжали пострелять и вернулись обратно. Когда мы приехали, это были первые ночные стрельбы. То есть, до этого вообще ночных стрельб не было, мы не умели. Научились, первые ночные стрельбы. Потом начинали выезжать все чаще и чаще.
Потом появилось такое понятие, как постоянные боевые. На неделю выезжало полбатареи, работало. Потом вторая половина батареи их меняла. Ну, вот так вот через неделю все происходило.
Потом, в очередной раз, когда выехали менять их, мы их не сменили, а остались с другой половиной. И где-то в течение месяца на внутреннем построении нам сказали: ребята, предстоит несколько очень тяжелых дней, сдать всем мобильные телефоны.
Валентин Филиппов: Так что, ребята сдали уже мобильные телефоны? Максим Шишов: Так вот, мобильные телефоны еще не сданы, но ротация уже не происходит, уже приехали обе части.
Валентин Филиппов: Так что? Все может быть? А Вы лично свою судьбу как дальнейшую рассматриваете. Вы вернетесь еще в строй после ранения? Максим Шишов: Если я вернусь в строй, я окажусь и далее в штатном расписании. В настоящий момент я и далее военнослужащий вооруженных сил ДНР, минометчик. То есть, меня ждут в части, я общаюсь постоянно сейчас с ребятами. Ну, а пока, чем могу, помогаю здесь.
Валентин Филиппов: Вы благодаря своим комментариям с фронта в свое время стали знаменитостью. И Ваше ранение было трагедией, собственно, для большого количества Ваших читателей. Максим Шишов: Как говорил у меня старшина, конечно, все будет замечательно, все будет хорошо, к сожалению, доживут до этого не все.
Валентин Филиппов: Вам желаю дожить и больше без таких тяжелых ранений. Максим Шишов: Дай Бог.