«Это просто политическая чушь»
30 августа комиссия Евросоюза выпустила заявление, в котором рассказала, как компания Apple использует схему снижения налога, записывая доходы на ирландские структуры - Apple Sales International и Apple Operations Europe. В подобной схеме Евросоюз подозревает и другие крупные корпорации. Ни гендиректор Apple Тим Кук, ни власти Ирландии не признали своей вины. Обозреватель vc.ru разобрался, как работает схема и почему компании используют именно Ирландию.
В заявлении Евросоюза сказано, что Apple получила нелегальную возможность уйти от налогов на сумму $14,5 млрд. В связи с этим комиссия предъявила к компании претензию и обязывает власти Ирландии взыскать с компании эту сумму. В истории Евросоюза это самая большая претензия к какой-либо корпорации в денежном эквиваленте.
Многие сходятся во мнении, что Apple как компания с самой большой капитализацией и которая всегда на слуху, была выбрана не случайно. «Такая грандиозная сумма взыскания говорит о том, что Евросоюз серьезен в своих намерениях», - пишет редактор Wired Ли Саймонс.
Компании, которые используют различные уловки для ухода от налогов, в США не редкость. Чаще всего применяют две схемы: двойную ирландскую и двойную ирландскую с голландским сендвичем.
В случае с последней схемой создаются три компании, две в Ирландии и одна в Голландии. Основная компания, которая находится в США, передает свою интеллектуальную собственность первой компании из Ирландии, которая является являться налоговым резидентом офшорной зоны. Например, Каймановых островов.
Вторая компания создается в Голландии и лицензирует права на собственность у первой компании. После этого третья компания сублицензирует права у голландского отделения. В налоговом законодательств Голландии международные платежи по такой схеме не облагаются налогами.
Двойная ирландская схема немного проще. В ней используются две компании, зарегистрированные в Ирландии. Как и в случае с первой схемой, одна из них должна быть налоговым резидентом офшорной зоны. Первая компания покупает у второй лицензионные права на использование интеллектуальной собственности. Тогда ирландская компания может использовать интеллектуальную собственность для получения прибыли, однако налогом облагаются не все полученные средства, а только разница между лицензионными платежами и доходами.
В октябре 2014 года министр финансов Ирландии Майкл Нунан отменил двойную ирландскую налоговую схему. Компании, использующие ее, должны перейти на другие схемы налогообложения до 2020 года.
Евросоюз обвинил компанию Apple в использовании двойной ирландской схемы. Налоговая процентная ставка в Ирландии составляет 12,5%, Евросоюз же считает, что в случае с Apple налоговая ставка составляла 0,005% в 2014 году и 1% в 2003 году.
Самой крупной частью ирландского бизнеса Apple является закупка iPhone. Компания покупает смартфоны в Китае через ирландский офис. Доходы от этой деятельности в 2012 году составили $63,9 млрд и все они прошли через двойную ирландскую схему.
Как компания, так и власти Ирландии, не согласны с решением комиссии и подали формальную апелляцию. «Они взяли цифры с потолка. В этом году мы заплатили Ирландии $400 млн. Кажется, это делает нас самым крупным налогоплательщиком страны», - сказал гендиректор Apple Тим Кук в интервью изданию Irish Independent.
По словам Кука, он принял решение открыть дочерние офисы в Ирландии как только пришел в Apple в 1998 году. «Вместе Ирландия и Apple процветают. Я смотрю на эти отношения как на брак длительностью 37 лет. И как в любом браке, нам приходится проходить через проблемы, но мы держимся вместе», - говорит Кук.
В ирландском подразделении Apple работает 6 тысяч человек. Недавно компании разрешили принять на работу еще тысячу человек в течение 18 месяцев. Они будут наняты на позиции, связанные с производством устройств, технической поддержкой, финансами и поставками. Все они будут работать в ирландском офисе компании в Корке. Компания также планирует построить дата-центр в ирландском поселке Атенри.
Остается неясным, почему Евросоюз предъявил претензии только к Apple. Такую же схему, например, использует Facebook, продавая права на интеллектуальную собственность ирландской компании, которая зарегистрирована как налоговый резидент Каймановых островов. В 2012 году сумма доходов, переведенных через Ирландию, составила $1 млрд.
Google использует двойную ирландскую с голландским сендвичем, переводя деньги через Амстердам, чтобы уклониться от ирландского налогового законодательства. В 2012 году сумма составила $10,8 млрд. Налоговый партнер компании MGPartners Айслин Дуно говорит, что другим компаниям стоит беспокоиться, но претензии Евросоюза вряд ли затронут их так же сильно.
Несмотря на то, что Apple отвергает заявления о сниженной налоговой ставке, она легко может выплатить штраф. В прошлом месяце компания заработала $232 млрд в США и $214 млрд в других странах. Если компания согласится заплатить штраф, все деньги пойдут в казну Ирландии. Однако власти Ирландии, по сути, не хотят этих денег, как и Apple заявляя, что никаких нарушений не было.
Хотя претензии к Apple вызвали наибольший резонанс в обществе, это не первая претензия Евросоюза к компаниям, которые якобы уклоняются от уплаты налогов. В октябре 2015 года комиссия приказала Голландии и Люксембургу взыскать с компаний Starbucks Corp. и Fiat Chrysler Automobiles NV $34 млн. Тогда налоговый партнер компании Taxand Марк Сандерс сказал, что следующие удары Евросоюза будут по более крупным компаниям.
The Wall Street Journal пишет, что Евросоюз уже готов нанести следующий удар по Amazon. Комиссия ЕС предполагает, что компания выводит все европейские доходы через люксембургский офис в 2003 года. С 2009 года так же работает и McDonald's, собирая сборы с франшиз через офис компании в Люксембурге.
Но случай Apple наверняка останется крупнейшим и наиболее резонансным. Министр финансов Ирландии Майкл Нунан считает, что Евросоюз не оставил стране выбора, кроме как подавать аппеляцию. «Мы должны защитить целостность нашей налоговой системы», - сказал министр. Как Apple, так и Ирландия постараются сохранить свою репутацию и обжаловать решение Евросоюза. Если апелляцию примут к рассмотрению, то весь процесс может занять от трех до четырех лет.