В 2017 году финансового апокалипсиса в Германии снова не будет
Ни беженцы, ни помощь Греции, ни санкции и антисанкции не нанесли ущерба бюджету Германии. В ФРГ уже неделю идут парламентские дебаты о том, как распределить деньги в бюджете 2017 года.
В это сложно поверить, но это факт. Уже 2 года подряд - 2014-й и 2015-й - Германия заканчивала с уравновешенным бюджетом и не нуждалась в заимствованиях. То же самое ожидается в 2016 году. И в следующем году история, похоже, повторится. Со вторника, 6 сентября, и до конца недели, в бундестаге шли оживленные дебаты о том, каким будет бюджет следующего года. И хотя некоторые детали политикам надо будет согласовать, основную мысль министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле (Wolfgang Sch?uble) с трибуны германского парламента уже озвучил: доходы бюджета растут, расходы снижаются, бюджетный баланс в 2017 году вновь будет достигнут.
Апокалипсис перенесен
При этом работа нынешнего правительства ФРГ и конкретно Вольфганга Шойбле, уже около 7 лет занимающего пост министра финансов, нередко сопровождалась апокалипсическими прогнозами мировых СМИ. Из последних примеров достаточно привести миграционный кризис в Европе: миллион беженцев, прибывших в Германию на волне сирийского кризиса, рассматривался многими как угроза не только внутренней безопасности ФРГ, но и финансовой стабильности немецких социальных касс.
Однако цифры говорят о другом, во всяком случае - пока. Так, осознавая сложность профессиональной интеграции беженцев в Германии, в министерстве финансов создали отдельный фонд для поддержки интеграционных проектов в 2016 и 2017 годах, в размере 13 млрд евро. Однако в связи с хорошим финансовым положением в других проектах, также связанных с поддержкой беженцев, в текущем году фонд не только не был наполовину использован, но и еще увеличился за счет новых поступлений.
Другой пример - греческий долговой кризис, впервые открыто проявившийся в 2010 году и достигший своего апогея в 2015 году. Финансовая поддержка Афин партнерами по Европейскому Союзу - и в значительной степени, Германией - вызвала тогда целый шквал критики: одни были недовольны тем, что на деньги налогоплательщиков спасают греческие банки, другие - тем, что пытаются поддержать неэффективную греческую экономику. В любом случае, финансовая нестабильность на юге Европы заставила мировых инвесторов искать "тихую гавань" для своих денег, в результате чего поток денег устремился в считающиеся максимально надежными немецкие государственные облигации, резко снизив расходы Германии на их обслуживание. Сэкономленная на этом сумма - по подсчетам Института экономических исследований в Галле (IWH), около 100 млрд евро - оказалась примерно равной отчислениям Берлина на спасение греческой экономики.
На 2 евро в месяц больше
Но если все так хорошо, то о чем же почти всю неделю спорили немецкие политики в бундестаге на представлении проекта нового бюджета? Дело в том, что ровно через год, в сентябре 2017-го, в Германии выборы - так что, несмотря на всю прагматичность бюджетной темы, политические партии уже вовсю обсуждают, как и в каком объеме поделиться с избирателями фискальным благополучием.
Свои предложения здесь сделал и сам министр финансов. Вольфганг Шойбле считает необходимым повысить минимальную сумму необлагаемого налогом дохода, немного уменьшить налогообложение родителей, а пособие на каждого ребенка поднять на 2 евро в месяц. Общая сумма этих послаблений, которые должны быть введены в течение 2016 и 2017 годов, составит 6,3 млрд евро. Сам министр, правда, честно признался, что масштабы всех этих мероприятий весьма скромные, а немецкие СМИ уже прозвали эти инициативы "мини-снижением налогов". Впрочем, по информации влиятельного немецкого издания Der Spiegel, более крупное снижение налогов Вольфганг Шойбле планирует после выборов 2017 года. Ее объем составит 15 млрд евро, и как заявила на дебатах в бундестаге канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel), она поддерживает этот план.
Министра финансов тоже критикуют
Тем не менее, и предложение Вольфганга Шойбле по "мини-снижению налогов", и сам бюджет-2017 приветствуют в Германии не все. С учетом многомиллиардных налоговых поступлений в казну повышение пособий на детей на 2 евро в месяц представители оппозиционной партии "зеленых" назвали "плохой шуткой". Министр экономики ФРГ, председатель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) вообще назвал планы Шойбле "опасными для жизни", предложив не снижать по чуть-чуть налоги, а инвестировать - в социальное строительство, в пенсионную систему. А также - "в образование, инфраструктуру и безопасность", добавил другой социал-демократ, министр финансов федеральной земли Северный Рейн - Вестфалия Норберт Вальтер-Борьанс (Norbert Walter-Borjans).
Что же касается сбалансированного проекта бюджета, то и на этот счет есть разные точки зрения. По мнению обозревателя Der Spiegel, стремление лишь к балансу расходов и доходов свидетельствует о недостаточной готовности Вольфганга Шойбле к реформам, а его "мини-снижение налогов" на самом деле нужно было проводить в любом случае, в рамках регулярного пересчета и повышения прожиточного минимума в стране. Впрочем, тот же Der Spiegel напоминает: если бюджет 2017 года действительно будет исполнен без заимствований, то Вольфганг Шойбле войдет в историю как первый министр финансов ФРГ, четыре года подряд поддерживавший бюджетный баланс в крупнейшей экономике Европы.