Путин встречает экономический кризис чистками и невыполненными обещаниями
Коррупционная сделка, на основе которой российский президент Владимир Путин построил свой режим - предоставление богатства лояльным чиновникам и обеспечение приличного жизненного стандарта гражданам, - находится в отчаянном положении.
В связи с сокращением экономики и необходимостью внести коррективы в расходы государства Путин должен осознавать вероятность каждодневного увеличения угрозы со стороны коалиции недовольных чиновников и влиятельных политиков, желающих восстановить свое благосостояние.
Не желая быть смещенным в результате дворцового переворота, Путин перешел в наступление и вывел российскую политическую элиту из состояния равновесия с помощью массовых увольнений и досрочных выборов. Подобные действия грозят разорвать установившиеся патронажные сети и разрушить стабильность по всей России.
Что касается российского народа, то Путин за 15 лет не смог ни обуздать коррупцию, ни реформировать экономику. Не будет он этого делать и сейчас в чрезвычайных обстоятельствах, а пострадают от этого обычные граждане.
По мере ухудшения ситуации россияне не будут терпеть бесплодные и автократические тенденции Путина. Надвигающийся хаос среди элиты - и невзгоды обычных людей - в долгосрочной перспективе дестабилизируют Россию.
Падающий рубль, западные санкции, собственные путинские плохо продуманные «контрсанкции», а также разрастающийся националистический угар вызвали масштабное бегство капитала. По некоторым оценкам, отток капитала в апреле почти в два раза превысил сокращение в этом месяце ВВП, которое составило 1,6%. 15 июня российское статистическое ведомство Росстат изменило свои оценки относительно сокращения ВВП, и теперь эти показатели составляют не 1,9%, а 2,2%. 11 июня российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что доходы правительства сократились, тогда как расходы увеличились на 3,7%.
Страны-члены ОПЕК выбрасывают на рынок потоки нефти, и поэтому производство черного золота в России будет увеличиваться для сохранения доходов, что приведет к дополнительному давлению на рынок и понижению цен. Составленный в декабре 2014 года путинский бюджет был сверстан с учетом цены на нефть в 100 долларов за баррель. Прогнозируемая цена нефти сорта Brent на 2015 год составляет 61 доллар за баррель.
В дополнение к перечисленным шокам Москва сократила на треть инвестиционные проекты, в том числе развитие Дальнего Востока, Калининграда и Северного Кавказа. Многие федеральные целевые программы и федеральные целевые инвестиционные программы подвергаются серьезным сокращениям. Если кризис продлится до 2017 года, то Кремль может сократить инвестиции на 42%.
Осознавая опасность того, что подобные сокращения могут породить недовольство внутри правительства, Путин предпринял упреждающее наступление. В апреле он начал кампанию, направленную против высокопоставленных руководителей в области безопасности - против силовиков.
6 апреля он подверг перетряске Министерство по чрезвычайным ситуациям и уволил 19 высокопоставленных сотрудников в разных частях страны, не назначив преемников. Затем он перешел к влиятельному Министерству внутренних дел и уволил главу его самарского управления, а также назначил новых руководителей в Краснодаре, Перми и в Ставрополе. Кроме того, он освободил от своих обязанностей главу технического и информационного управления этого ведомства.
Путин также назначил двух новых сотрудников Следственного комитета в Санкт-Петербурге и в Забайкальском крае. На следующий день он взялся за руководителей в самом Кремле и сместил главу контрразведывательного управления ФСБ. 9 апреля Путин заменил руководителя Министерства внутренних дел охваченной конфликтами Кабардино-Балкарской Республики, а 10 июня Путин уволил главу полиции Новосибирской области после того, как тот позволил оппозиционному лидеру Алексею Навальному организовать в городе митинг «Партии прогресса».
Путин также провел более тонкую кампанию, направленную против губернаторов российских регионов. В период с 16 апреля по 10 июня Путин уволил 14 губернаторов. Десять из них были названы «исполняющими обязанности губернаторов» до сентября этого года. Если эти лидеры не смогут соответствующим образом поддержать Путина и подавить оппозицию, то они, вероятно, потерпят поражение на предстоящих выборах, а их места займут более податливые люди. Путин не предоставил такого рода надежд губернаторам Краснодарской области, Тамбовской области, Пензенской области и Северной Осетии, и сразу их заменил.
Угроза досрочных выборов распространяется не только на субъекты федерации. 11 июля депутат российского Парламента Игорь Лебедев - он является спикером Государственной Думы и членом партии «Единая Россия» - представил законопроект о перенесении парламентских выборов с декабря на сентябрь. Такого рода политический сбой произведет шокирующее воздействие на существующие патронажные сети. Дезориентированные представители политической элиты станут более непредсказуемыми, а не более лояльными.
Медведев признал, что Россия страдает от сложившейся сложной ситуации в экономике, однако он утверждает, что правительство способно сделать больше при сократившихся расходах на социальные нужды. Вместе с тем некоторые влиятельные члены российского правительства опровергают его утверждения.
Опубликованный 11 июня отчет Росстата свидетельствует об увеличении в 2015 году на 3,1 миллиона по сравнению с прошлым годом числа россиян, доходы которых оказались ниже прожиточного минимума, тогда как общее их количество составляет 15,9% населения страны. Цены на продукты питания выросли на 17,9%, а стоимость непищевых товаров и услуг выросла, соответственно, на 17,7% и на 16,2%. В апреле заработная плата в стране сократилась на 4%.
Эксперты все чаще предсказывают резкий всплеск цен на лекарственные препараты. Согласно утечкам из московского городского правительства и Министерства здравоохранения, до 2017 года планируется уволить около 14 тысяч медицинских работников и закрыть несколько больниц в регионах. Многие люди, в том числе бывший министр финансов Алексей Кудрин, утверждают, что настоящий кризис еще не наступил.
Новые трудности усугубляются провалом реформ российской экономики и судебной системы. Так, например, рейдерство, то есть грабительский захват чужой собственности, продолжается в тех же масштабах, что позволяет местным влиятельным фигурам безнаказанно захватывать частные активы. Роль государственных чиновников в рейдерских операциях расширяется, и некоторые наблюдатели полагают, что количество рейдерских захватов увеличивается при молчаливой поддержке чиновников.
Кремль может расширить подобные возможности вместо того, чтобы предоставлять прямые откаты. Так, например, принятый в 2014 году закон об «иностранных агентах» позволяет российским официальным лицам объявлять любую иностранную фирму «нежелательной» и захватить ее активы. Алчные чиновники и падающий жизненный уровень не позволят россиянам существенно улучшить свою жизнь.
Поскольку драйверы коллапса продолжают действовать, экономический кризис будет продолжаться в неослабном виде. Общество поддерживает путинский авторитаризм, потому что он обеспечивает порядок и благосостояние. Нынешний кризис подрывает основы путинского социального контракта, лишает легитимности его режим и расширяет разрыв между теми, кто правит, и теми, кем правят. И простые люди мобилизуются. В 2014 году представители бизнеса сформировали ассоциации по совместной защите в ответ на действия агрессивных и коррумпированных бюрократов. В ноябре 2014 года более тысячи человек прошли по улицам Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока, протестуя против сокращения финансирования здравоохранения.
Несмотря на предполагаемую поддержку Путина и его войны в Украине, общее недовольство распространяется и на сферу политики. В сентябре 2014 года 20 тысяч человек устроили шествие, протестуя против российской агрессии в Украине. Недовольство продолжало оставаться значительным и в марте 2015 года, когда 20 тысяч человек почтили память Бориса Немцова, а десятки тысяч человек протестовали против войны в Украине.
Протесты продолжаются и в 2015 году - тысячи людей в Новосибирске и Петрозаводске протестовали против коррупции в правительстве и цензуры. Все это свидетельствует не о возникновении объединенной и согласованной оппозиции, а, скорее, о распространении лишенного лидерства недовольства, которое правительство все меньше способно контролировать. Это может привести к нажиму на путинский режим, однако столь же вероятным является и то, что это давление станет беспорядочным и дестабилизирующим. Путин пришел к власти и удерживал ее, обещая благосостояние своим сторонникам, а массам - улучшение качества жизни. Сегодня экономический кризис лишает его возможности сдержать свои обещания.
Путин может усилить давление на политические элиты, однако дестабилизация в среде политиков, судя по всему, лишь усилит неопределенность. Кроме того, возобновление нужного народу роста экономики потребует значительно больших усилий для того, чтобы реформы и переориентация стали привлекательными.
Если Москва окажется не в состоянии выполнить свои обязательства по социальному контракту, то тогда ее ожидают лишь социальные волнения и нестабильность.