«Не думаю, что VR или AR заменят смартфоны и приложения»
Инвестор Джош Элман рассказал в блоге фонда Greylock Partners о том, почему не стоит недооценивать рынок мобильных приложений. По его словам, революционные новшества, которые перевернут общение и самовыражение, появятся именно там, и они вряд ли будут связаны с крупными компаниями вроде Facebook, Snapchat и Instagram, потому что те не могут удовлетворить спрос пользователей на оригинальные идеи. Редакция публикует перевод материала.
Сейчас на каждом углу слышишь одно и то же: мобильные платформы больше никому не интересны. Бум приложений закончился. Среднестатистический американец скачивает в месяц ноль приложений (хорошо, может быть не ноль, а полтора), поэтому сейчас самое время подумать о «следующем прорыве».
Разумеется, никто всерьез не говорит, что люди перестали пользоваться мобильными платформами. Речь о том, что многие разработчики опасаются, что в этой экосистеме все возможности уже реализованы: основное пространство занято Facebook, Snapchat, Instagram, Whatsapp, WeChat и Twitter, поэтому люди скачивают меньше приложений, и для новинок просто нет места. Уже поздно, не пытайся сделать что-нибудь крутое для мобильных платформ, лучше подумай о том, какая технология окажется следующим прорывом и сделай ставку на нее.
Оглядываясь назад, в 2002-2004 годах мы все думали, что интернет для потребителей уже сформирован. Тогда никто не открывал новые компании: Yahoo и AOL были доминирующими порталами, а Amazon считался проводником в мир ecommerce. Google постепенно становился лидирующей поисковой системой, куча нелепых доткомов встретила тот конец, которого заслуживала. Похоже, в экосистеме не осталось места для кого-то еще, решили предприниматели и стали ждать «следующего прорыва», то есть новой технологии, которая придет вслед за веб.
И как раз в то время началось развитие веб 2.0. Буквально за несколько лет появились все главные соцсети современности. Чтобы стать успешными, им оказалось не нужны крупные технологические прорывы. Сперва Friendster, потом LinkedIn, MySpace, YouTube, а затем и Facebook: все они строились на той же самой платформе, что и компании, не пережившие крах доткомов.
Причина их популярности оказалась проста: пользовательский контент. Не было крупной волны изменения платформы, за исключением увеличения количества интернет-пользователей. Были демографический, социальный и культурный сдвиги. Сайты вроде MySpace, LinkedIn и Friendster набрали популярность потому, что удовлетворяли новые потребности пользователей так, как этого не делал никто до них.
Разумеется, этому способствовали новые технологии, которые появились в начале 2000-х. AJAX (Asynchronous JavaScript And XML, асинхронный JavaScript и XML - технология обращения к серверу без перезагрузки страницы - прим. ред. ) позволял сделать сайты более интерактивными, благодаря отзывчивому UX, и многие стартапы поспешили воспользоваться этим преимуществом, чтобы отделиться от старых сайтов. Набор LAMP (Linux, Apache, MySQL и PHP) значительно снизил цену на разработку и масштабирование сайтов. Но что самое главное - они не были принципиально новыми платформами, но дополнением и улучшением существующих веб-технологий.
Поэтому, когда я смотрю на нынешние потребительские мобильные платформы и вижу, как вещи вроде Pokemon Go становятся феноменом, то мне очевидно, что это заслуга не каких-то радикальных изменений, связанных с появлением новых технологий или платформ.
Люди считают, что в основе этой игры лежит технология дополненной реальности, но на самом деле это простое наложение анимации поверх изображения с камеры. Это было невозможно в ранних версиях iOS, но Apple сняла ограничение, и на свет появился Pokemon Go.
Все дело в команде разработчиков игры, которая долгое время решала похожие проблемы. Они собрали проект воедино, и он выстрелил. Разумеется, это произошло отчасти потому, что они сделали ставку на известный бренд. Но даже если бы игроки ловили не покемонов, игра все равно оказалась бы успешной, потому что они создали нечто уникальное, веселое и не похожее на остальные игры. Я еще никогда не видел так много гуляющих людей, которые вместе играли бы в игру на телефоне.
Сейчас мы живем в полностью мобильном мире, но мне кажется, что здесь есть еще очень много пространства, чтобы создавать новый опыт и помогать людям стать еще ближе. Для этого нужно ответить на два главных вопроса:
- Какой именно опыт взаимодействия еще не был реализован на мобильных платформах?
- Какие еще у людей остались нереализованные потребности, которые они не могут удовлетворить при помощи существующих приложений?
Согласно аналитической платформе App Annie, объем прибыли на глобальном рынке мобильных приложений к 2020 году может достичь $100 миллиардов, при этом количество новых пользователей также будет расти, даже на зрелых рынках. Поэтому смартфоны и приложения далеки от вымирания.
Если вы взглянете на приложения (за исключением игр), которые выходят на верхние строчки магазинов, то увидите, что они предлагают нечто, что отличает их от конкурентов. В этом году больше 10 новых приложений попали в топ-5 App Store хотя бы на неделю. Это означает, что их скачали несколько миллионов человек.
У них есть много общего: все они открывают новые возможности использования смартфонов. Все они распространялись вирусно и быстро росли. То есть люди заинтересованы в установке и использовании приложений. Будут они ими пользоваться дальше, или нет - это другое дело. Самый сложный шаг - сделать так, чтобы люди их скачали. Вот примеры самых популярных приложений, появившихся в 2016 году:
MSQRD
Приложение для создания забавных изображений при помощи масок. Росло очень быстро за счет того, что эффекты были лучше, чем у Snapchat. Позднее приложение приобрел Facebook.
Miitomo
Сервис, где люди могут создавать персонажей, а затем взаимодействовать друг с другом. Рост произошел после продвижения от Nintendo.
HouseParty
Приложение для групповых видеозвонков. Росло достаточно быстро до тех пор, пока не возникли проблемы с масштабированием.
Kiwi
Приложение для ответов на анонимные вопросы. Быстро распространилось среди подростков благодаря виральным приглашениям и продвижению через лидеров мнений
Prisma
Сервис для художественной обработки изображений при помощи нейросетей. Приложение росло по мере того, как люди обнаруживали такие снимки в Instagram, Facebook и Twitter.
Bitmoji
Приложение для создания персонифицированных эмодзи-стикеров. Было приобретено Snapchat.
Все эти приложения объединяет две общие черты:
- Они дают людям возможность визуального самовыражения.
- Позволяют связываться и общаться с помощью новых способов.
То есть на эти характеристики сейчас существует универсальный спрос, и раз эти приложения скачиваются и устанавливаются, значит пока что крупные компании еще не создали свое предложение.
Сейчас существует еще очень много сфер, где текущее предложение не может удовлетворить потребности других людей. Пока что не существует хорошего решения для живых диалогов между несколькими группами людей. Также есть спрос на такое же простое и забавное приложение, как Slack, но с группами по интересам за пределами рабочего окружения. Лично я скучаю по старому сервису от AOL, который позволял находить единомышленников. Кроме того, я бы хотел, чтобы появился инструмент для организации и хранения миллиардов фото, которые мы регулярно создаем и загружаем.
Но все это - только начало. В жизни существуют сотни базовых потребностей, которые еще не удовлетворены при помощи мобильных платформ. Поэтому мне не кажется, что нам нужна новая платформа для реализации этих идей. Я не думаю, что нам нужен VR или AR или еще что-то.
Мне кажется, новый опыт может появиться именно на мобильной платформе. Pokemon Go - это демо-версия, которая показывает нам, каким разнообразным, новым, забавным и необычным может быть опыт от использования мобильных платформ. И на мой взгляд, те новшества, которые появятся в течение нескольких лет на мобильных платформах, окажутся революционными.