Эксперты обнаружили недостатки в системе "Prozorro"
Система "Prozorro" несовершенна для проведения торгов в сфере утилизации опасных отходов. Недобросовестные предприятия намеренно занижают цены, чтобы выиграть тендер и получить государственные средства. Однако, занижая себестоимость услуг, они в дальнейшем не имеют возможности утилизировать опасные отходы, а потому просто выбрасывают их на свалки. Об этом сообщили эксперты на заседании Подкомитета ВР по вопросам государственной политики в сфере обращения с отходами, передает
"Я думаю, что часть этих ламп, которые оказываются на свалках - это следствие торгов системы "Prozorro". Переработка любого отхода имеет свою себестоимость. В результате торгов могут быть компании, которые могут переработать лампу за одну гривну. Они получают 2-4 тысячи от заказчика, а лампы свозят на свалку", - отметила представитель проекта "Twinning" в Украине.
В свою очередь глава правления Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами Кирилл Косоуров отметил, что процедура отбора утилизаторов опасных отходов в системе "Prozorro" не сводиться только к критерию цены.
"Мы анализировали "Prozorro" и волонтеры сделали анализ. Конечно, государственная компания хотела бы это сделать как можно дешевле, но госпожа Зайцева сказала верно - есть определенная себестоимость. Так вот, себестоимость демеркуризации, то есть обезвреживания ртути - она?? стоит где-то от 3 грн до 3,6 с НДС. Это только чисто утилизация, плюс добавьте транспорт и еще какую-то прибыль хотелось бы иметь, доставка и так далее", - подчеркнул он.
В Министерстве экологии и природных ресурсов также убеждены, что критерии торгов "Prozorro" в сфере утилизации опасных отходов следует изменить.
"Надо еще выставлять закон по техническому регулированию обращения с опасными отходами, для того, чтобы законно прописать то, что необходимо предоставить лицензиату для участия в торгах. Там надо прописывать четко, что должно быть такое-то оборудование для утилизации с таким-то объемом. Для этого мы это не можем выписать в постановлениях, это можно выписать только в законе, для того чтобы это выписать в законе, надо изучать...", - отметил директор департамента экологической безопасности и обращения с отходами Минприроды Сергей Лукьянчук.
В свою очередь глава подкомитета ВР Сергей Тригубенко отметил, что основная причина хаоса в сфере заключается в отсутствии долицензионных проверок предприятий, занимающихся утилизацией опасных отходов.
"Наличие у предприятия лицензии ни у кого не должно вызывать заблуждений. Но для этого необходимо тщательно проверять материально-техническую базу таких предприятий до выдачи им лицензии. Сегодня у нас около 300 лицензиатов и далеко не каждый из них соответствует требованиям. Поэтому и имеем ситуацию, когда предприятие, не имея оборудования, выигрывает торги по критерию дешевой цены, а утилизировать не может", - подчеркнул С. Тригубенко.
Вместе с тем он подчеркнул, что такие долицензионные проверки предусмотрены в новых законопроектах, которые сейчас ожидают одобрения в ВР.
"Принятие законопроекта обеспечит приведение положений закона "Об отходах" в соответствие с законом "О лицензировании видов хозяйственной деятельности".
Во-первых, Минприроды получит возможность устанавливать достоверность данных о наличии специализированного оборудования и необходимой материально-технической базы у заявителя перед выдачей лицензии, вместо существующей формальной процедуры получения сведений о ее наличии.
Во-вторых, вводятся на уровне закона конкретные требования к субъекту хозяйствования, который планирует осуществлять деятельность обращения с опасными отходами, определяются документы, которые он должен предоставить для проведения лицензирования.
Также, для предупреждения правонарушений в сфере обращения с опасными отходами вводится система мониторинга обращения с опасными отходами", - отметил С. Тригубенко.
В конце сентября сам министр О. Семерак убедился как два предприятия-утилизатора опасных отходов, расположенные в заброшенном ангаре по одному фактическому адресу, осуществляют свою деятельность. Оказалось, что ни одно из них не имеет материально-технической базы для обращения с опасными отходами.
При этом оба предприятия получили от Минприроды лицензии.