Индиец, осуществивший американскую мечту
Восемнадцать лет назад братья Дивьянк и Бхавин Туракья заняли 25 тысяч рупий ($372) у своего отца и открыли хостинговую компанию. Через два года, когда Дивьянку было 18 лет, он стал долларовым миллионером.
Недавно братья продали рекламную компанию Media.net за $900 млн. Обозреватель vc.ru рассказал историю миллиардера Дивьянка Туракья, который любит демонстрировать свое состояние и не видит в жизни смысла без оправданного риска.
В 1994 году интернет был далек от того, каким его знают сегодня. Это было время, когда издание The New York Times задавалось вопросом, не слишком ли много внимания уделяют интернету: «Факт того, что в интернете присутствуют 20 млн пользователей будоражит внимание бизнесменов, политиков, ученых, инвесторов и журналистов».
Аналитики давали комментарии изданию: «Это плохо, когда у людей складывается ложное впечатление о том, насколько что-то велико». По самым впечатляющим оценкам количество пользователей в интернете тогда не превышало 30 млн. И если в США интернет находился лишь на начальной стадии развития, в Индии дела обстояли еще хуже.
Впрочем, Дивьянку и его брату Бхавину Туракья было плевать. Дивьянк был помешан на видеоиграх. Он любил играть, но еще больше ему нравилось их создавать. О возможности играть дома не было и речи - в трущобах мумбайского Андхери братья делили одну небольшую комнату на двоих, а о компьютере могли только мечтать.
Дивьянку приходилось выкручиваться. Он начал программировать в восемь лет, надолго оставаясь в компьютерном классе школы после окончания уроков. Через пять лет на счету у братьев было несколько простейших игр. написанных на школьном компьютере. Большую часть 1994 года тринадцатилетний Дивьянк потратил на создание компьютерной игры вместе с Бхавином.
Главным героем игры был бизнесмен с печальной историей - он потерял свою компанию из-за обмана вероломного партнера и цель игрока заключалась в том, чтобы помочь бизнесмену создать новую компанию. Игрок выигрывал, когда его компания занимала 100% рынка.
«У нас есть паренек для этого»
У Дивьянка с детства была развита предпринимательская жилка. Он был действительно хорош в программировании, особенно, на фоне своих одноклассников. Поэтому он брал с обеспеченных одноклассников по $10 за каждое выполненное домашнее задание. Для Индии это были отличные деньги.
В 16 лет Дивьянк, который предпочитает, чтобы его звали Див, начал работать в софтверной корпорации NASSCOM. Он помог настроить соединение для предстоящей интернет-конференции - для многих интернет был в новинку и школьник разбирался в нем лучше многих ИТ-специалистов.
«С тех пор, каждый раз, когда у какой-то компании возникали проблемы с интернетом, они обращались в NASSCOM, а те говорили: "О, у нас есть паренек, который сможет решить вашу проблему"», - вспоминает Див.
Фриланс-консультации приносили Диву много денег. «У меня было больше денег, чем у самых обеспеченных детей в районе. К тому же, это было довольно весело», - вспоминает предприниматель. Впрочем, веселье продлилось недолго - Див устал от однотипной работы и решил двигаться дальше.
«Это был самый очевидный продукт, который будет нужен всем»
В 1996 году в Индии было не больше 50 тысяч интернет-пользователей. Несмотря на это, братья понимали, что в США весь бизнес плавно перетекает в онлайн и школьники мечтали стать его частью. Див и Бхавин одну за другой проглатывали книги про американских предпринимателей. Больше всего им нравился Билл Гейтс: «Кажется, я прочитал 11 книг про него», - говорит Див.
Братья решили использовать вдохновение, полученное из книг и навыки программирования, полученные от создания компьютерных игр. Они понимали, что создавать компанию, ориентированную только на индийский рынок бесполезно, поэтому думали над идеей, которая позволила бы им работать с американскими клиентами.
Дивьянк и Бхавин решили открыть веб-хостинговую компанию. Идея так бы и не дошла до стадии реализации без материальной и моральной поддержки родителей. Отец Туракья владел небольшой бухгалтерской компанией, которая специализировалась на налоговых консультациях и аудите, а мать была выпускником юридической школы. «Это невероятная женщина, которая потратила практически всю жизнь на благотворительность. С того времени, как я ее помню, она постоянно помогала тем, кому не повезло в жизни», - вспоминает Див.
Братья попросили 25 тысяч рупий ($372 по текущему курсу или $600 по курсу 1996 года - прим. ред.) у отца в долг и потратили их на покупку серверных мощностей в США. Первыми клиентами стали компании, которым Див помогал консультациями. Предприниматель вспоминает, что за первый месяц они получили столько денег, что хватило и выплатить долг отцу и арендовать сервер еще на три месяца.
Хостинговую компанию назвали Directi. Сейчас предприниматель дает профессиональное и точное объяснение своих мотивов. Однако вряд ли оно было таковым, когда Диву было 16, а старшему брату Бхавину 18 лет.
Основная идея братьев заключалась в том, что рано или поздно любой компании понадобится доменное имя и хостинг. «Это был самый очевидный продукт, который будет нужен всем», - вспоминает Туракья.
В скором времени, Directi стала одной из крупнейших хостинговых компаний в Индии. Постепенно, ее клиентами стали не только бывшие знакомые Дива, но и, к примеру, Национальная партия Конгресса Индии. Компания становилась все больше. В 17 лет о Дивьянке написали все крупные издания Индии, а в 18 лет он стал долларовым миллионером.
«Это все хорошо, но тебе стоит получить высшее образование»
Серьезный потенциал для роста появился, когда у компании Network Solutions (NSI) истекла монополия на регистрацию доменных имен. «До 1999 года NSI были единственным регистратором доменных имен. Любая хостинговая компания, включая нашу, просто перепродавала услуги NSI», - говорит Туракья.
В 1998 году была создана Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN) и монополия NSI прекратилась. Цены на доменные имена резко упали - если раньше покупка домена обходилась в $79 за два года, то теперь их цена сократилась до $15-$25. В 1999 году Directi подписали контракт с доменным регистратором Tucows, который предлагал беспрецедентную по тем временам цену - $13 в год. Количество клиентов возросло в разы.
В 2001 году Directi сама стала доменным регистратором, что принесло ей много клиентов из-за рубежа. Впрочем, для матери Дивьянка это не было показателем. «Мама сказала: "Я понимаю, что ты хочешь этим заниматься, но тебе нужно получить высшее образование! Сделай это ради меня"», - вспоминает предприниматель.
Див поступил в местный колледж в Мумбаи, пропускал практически все занятия и сдавал экзамены на минимальный проходной балл. В 20 лет, через два года после того, как Див стал миллионером, он получил самую базовую университетскую степень - бакалавр коммерции.
«Было очевидно, что я опоздал»
Когда Диву исполнился 21 год, Directi обслуживала 100 тысяч клиентов. Братья открыли еще одну компанию - Transecute, которая занималась онлайн-платежами. Долгое время Transecute была крупнейшим платежным сервисом в Индии и даже сейчас во многом уникальна. По словам предпринимателя, это единственный платежный сервис в Индии, который обладает эвристической защитой от мошенничеств - то есть, самообучается - и системой оценки рисков.
Компании Туракья были успешными и могли развиваться без вмешательства предпринимателя. В 2005 году Див начал задумываться о новой сфере деятельности. Он хотел заняться рекламой, но понимал, что уже поздно. «Было очевидно, что я опоздал», - вспоминает предприниматель и он прав. На тот момент, Google AdSense уже работал в течение пяти лет.
Это не остановило предпринимателя. Он стал изучать историю создания AdSense и увидел, что первый толчок системе дал показ рекламы на непопулярных доменах. Див понял, что он может сделать то же самое, однако осуществлять идею он начал лишь в 2011 году.
За годы работы в ИТ-сфере Туракья завел множество полезных знакомств, в частности, с тогдашним генеральным директором Yahoo Кэрол Барц. Предприниматель предложил сделать для Yahoo свою версию AdSense. Корпорация отнеслась к идее скептично: «Мы пробовали и это оказалось слишком тяжело», но Див, который славится своим умением вести переговоры, убедил Yahoo попробовать. Корпорация подписала с Туракья контракт, согласно которому, предприниматель должен был создать рекламную систему для Yahoo и не мог продать ее или любым образом сотрудничать с Google.
Рекламная система Media.net стала для Yahoo именно тем, чем обещал предприниматель. Система обучалась и показывала релевантную рекламу пользователям, в зависимости от их предпочтений и веб-страницы, на которой они находятся.
Media.net превратилась в неотъемлемую часть бизнеса Yahoo. Корпорация три раза пыталась выкупить ее у предпринимателя, однако из-за агрессивного стиля переговоров Туракья и желания получить наиболее выгодное приложение, сделка каждый раз обрывалась. Нежелание продавать систему Yahoo могло быть связано и с увольнением Кэрол Барц с должности генерального директора. В 2011 году глава совета директоров Yahoo Рой Босток уволил ее в ходе телефонного разговора.
«Миллиардер? Ничего не изменилось»
Нежелание продавать Media.net корпорации Yahoo не означало, что Туракья не хочет продать компанию в целом. В 2016 году намерения предпринимателя стали серьезными - он нанял аналитиков, задачей которой была оценка финансового состояния компании. Туракья также провел переговоры с американскими и европейскими фондами, однако их предложения его не заинтересовали.
Зато Дива заинтересовало предложение китайской телекоммуникационной корпорации Beijing Miteno Communication Technology. 21 августа 2016 года братья Туракья продали Media.net консорциуму китайских инвесторов за $900 млн. «Это третья по величине сделка в рекламной индустрии в истории», - пишет Bloomberg.
Продажа Media.net в 2016 году и продажа части Directi в 2014 году за $160 млн сделали братьев миллиардерами. Туракья никогда не привлекали средств инвесторов и создавали новый бизнес, используя доходы от старого.
Сделка будет проходить в два этапа. Консорциум китайских инвесторов уже выплатил братьям $426 млн. Оставшиеся $474 млн будут выплачены в течение следующих нескольких месяцев, когда Media.net юридически станет частью Beijing Miteno Communication Technology. «Ничего не изменилось, я по-прежнему буду управлять операционной деятельностью Media.net», - говорит предприниматель.
В 2015 году Media.net заработала $232 млн. Компания получает 90% прибыли из США, 5% из Великобритании и Канады, а остальные 5% из различных стран. Несмотря на то, что рекламный рынок растет, в этой индустрии не так много успешных компаний, что, по мнению Туракья, и привлекло такой интерес к Media.net.
«Нужно поддать газу»
Многие миллиардеры стараются не афишировать свое состояние. Уоррен Баффет живет в доме, который купил в 1958 году за $31 тысячу. Марк Цукерберг водит Volkswagen GTI с ручной коробкой передач. Основатель IKEA и один из богатейших людей Европы Ингвар Кампрад все еще часто ездит на автобусе.
Дивьянк Туракья явно не входит в число скромных миллиардеров. Когда Див приезжает в Сан-Франциско, он живет в трехэтажном особняке, если он останавливается в Дубаи он снимает самые дорогие номера в отелях. Прилетев в Дублин на конференцию, Див забронировал президентский номер в Westbury Hotel - одном из самых роскошных отелей Ирландии - для себя и «модели/актрисы/певицы», с которой познакомился в Диснейленде. В это время в городе давала концерт Леди Гага, у которой предприниматель и увел номер.
Предприниматель потерял счет как своим девушкам, так и дорогим автомобилям. Он говорит, что когда-нибудь хочет жениться, однако все в его жизни сводится к работе, а это мешает длительным отношениям. «Див кажется наиболее счастливым, когда сидит за своим громадным столом в Сан-Франциско и проводит видеоконференцию с сотрудниками из офисов в Мумбаи и Дубаи», - пишет главный редактор издания Backchannel Джесси Хэмпел. Туракья гордится тем, что может заснуть в любом положении и проснуться через несколько часов, чтобы срочно заняться работой.
Туракья всегда готов показать свое богатство. Он одевается в Gucci, водит Ferrari 458 Spider. Но этот автомобиль только для США. В Дубаи Див садится за руль Rolls-Royce Phantom, в Мумбаи водит Mercedes Benz S-Class и Porsche. Когда друг предпринимателя праздновал 40-летие в Альпах, Див прилетел на частном самолете, захватив с собой повара, оцененного звездой Мишлен.
В будущем Туракья планирует потратить свое состояние на благотворительность, в частности, на образование. Сейчас у него не хватает времени, а поручать эту задачу кому-то он не хочет: «С операционной точки зрения, мое участие во всех делах - это выгодно».
Главный редактор издания Backchannel Джесси Хэмпел провела с Дивьянком Туракья несколько дней. В последний день он возил ее с собой на бизнес-встречи. Туракья несется по Сан-Франциско, но внезапно нажимает на тормоз и спрашивает у Хэмпел: «Хочешь за руль?». Та отказывается - садиться за руль спорт-кара за $275 тысяч не входило в ее планы.
Туракья проезжает несколько кварталов, снова жмет на тормоз и говорит: «Нет, правда. Твоя очередь». Хэмпел садится за руль и плавно жмет на педаль. «Нужно поддать газу, эта машина не создана для того, чтобы ездить медленно», - говорит Див.
Предприниматель любит не только быструю езду, но и экстремальные виды спорта. Он прыгал с парашютом, летал с винг-сьютом и ходил по крылу самолета, находящегося в воздухе. Каждая из таких выходок может закончиться для Туракья серьезными последствиями - предприниматель болен остеопорозом и то, что у другого вызовет вывих, у него может привести к перелому всей ноги.
Но предприниматель обожает риск, а точнее - оправданный и проанализированный риск. «Все это может меня убить, поэтому я всегда убежден в том, что я делаю», - говорит Туракья. Оценив его успехи в бизнесе, ему сложно не верить.
Ferrari Mercedes Porsche Rolls-Royce Volkswagen Франция