Василий ТУРЯНЧИК: «В 1961-м чтобы стать чемпионами пришлось хорошенько поработать!»
Команду киевского «Динамо» 60-х годов прошлого столетия невозможно представить без защитника Василия Турянчика.
Воспитанник закарпатского футбола практически сходу стал игроком основы, заслужил авторитет и уважение болельщиков. В 1961 году "Динамо" с Турянчиком в составе впервые в истории стало чемпионом СССР.
- Василий Юрьевич, волею каких обстоятельств Вы стали динамовцем, переехав в Киев в 1959 году?
- "Динамо" проводило неудачный сезон, шло в конце турнирной таблицы. Было понятно, что команда нуждается в обновлении, вот и приехали в Киев на просмотр лучшие игроки из разных областей Украины, всего 12 человек. Мое боевое крещение пришлось на товарищескую игру с английским "Тоттэнхемом". В ней "Динамо" хоть и уступило 1:2, моя игра в центре защиты понравилась Ошенкову. Помню, Юрий Войнов тогда сказал, что "наконец у меня появился напарник". С Ошенковым поработать долго не удалось, но приглашенные им игроки еще долго служили "Динамо", помогли завоевать чемпионство в 1961 году.
- Ошенков в состав ввел целую группу закарпатцев - Турянчика, Сабо, Гаваши. Вы держались в команде вместе, или быстро сдружились с киевлянами?
- Команда тогда была дружная, атмосфера внутри нее здоровая. Нас быстро приняли, ведь судили по игре на футбольном поле, а здесь все было на уровне.
- Глядя на Вашу игру, болельщики придумали прозвище "волнорез". Расскажите, что оно означало?
- Сперва "Динамо" играло 3-2-5, затем 4-2-4, а при Маслове перешло на 4-4-2. Когда играли с тремя защитниками, нападающие не слишком охотно возвращались "домой", помогали. Поэтому приходилось порой работать за двоих, страховать зоны. Но грубым защитником я никогда не был, уважал соперников.
- Начало сезона 1961 Вы пропустили из-за тяжелой болезни, но потом сумели вернуться в состав...
- Лежал с желтухой в госпитале возле Лавры. Врачи вообще говорили, что с футболом придется заканчивать, но я твердо верил, что удастся выкарабкаться. Сезон был в разгаре, когда я выписался из больницы и был переведен в пансионат в лесу под Киевом, где поднимали здоровье чиновники. Пришлось хорошо поработать, чтобы набрать форму и летом вновь стать игроком основного состава. После нескольких матчей на хорошем уровне у Соловьева уже не возникало сомнений и уверенности во мне.
- Ваш гол в ворота "Торпедо" 11 октября открыл "Динамо" дорогу к чемпионству и навсегда останется среди самых знаковых голов в истории клуба. Как замыкать подачи с углового от Лобановского, отрабатывали на тренировках?
- Да, та комбинация не была случайной. Лобановский подавал с углового на ближнюю штангу, Серебро (Виктор Серебряников, - прим. ред.) "подсекал" мяч дальше, а я замыкал. В том эпизоде встретился с мячом где-то метрах в десяти от ворот и в прыжке сумел точно пробить. Соперник шипами мне еще след оставил, который долго напоминал о том ударе.
- Для Вас этот гол, из 12 забитых за "Динамо", самый памятный?
- Один из. Так получилось, что забивал я немного, но практически все голы были решающими для команды. Этот ж принес нам чемпионство, вот и запомнился он болельщикам.
- В киевском "Динамо" Вы выступали при великих тренерах - Соловьеве, Маслове, Ошенкове. Какие воспоминания остались от совместной работы с ними?
- Ошенкова я практически не застал, он сразу покинул Киев. Соловьев был хорошим тренером, сумел быстро собрать команду и дать результат - первое для "Динамо" чемпионство. Маслова вообще считаю великим тренером, его понимание игры и тактические схемы намного опережали время. Вообще "Динамо везло с тренерами, ведь каждый из них был большой личностью.