Хронофаги из МЧС, или Откуда растут ноги у ватно-марлевых повязок
Несмотря на то что приказ шить ватно-марлевые повязки не издавали ни департамент образования, ни департамент здравоохранения горсовета Днепра, Забеба продолжает получать информацию, что в некоторых школах и даже детских садиках учителя и воспитатели настаивают, чтобы дети принесли рукотворные ватно-марлевые повязки. Забеба решила выяснить, чем аптечные повязки хуже собственноручно сшитых.
Мы нашли документ, на основании которого дети должны нести в школы ватно-марлевые повязки. Он называется «Гражданская оборона в учреждениях образования». В нем 141 страница. Прочитав все буквы, Забеба потеряла покой и сон от гордости за учителей, на которых возложена почетная миссия - организовать отпор и ликвидировать чрезвычайные ситуации в отдельно взятых учебных заведениях. Но обо всем по порядку.
Для начала составитель методического пособия Мария Арепьева предлагает познакомиться со списком документов по ЧС, которые должны вести в каждой школе. Этих документов Забеба насчитала около семидесяти (в какой-то момент сбилась со счета)!!! Они регламентируют жизнь школы во время Ожидания, Угрозы и Наступления ЧС.
ОЖИДАНИЕ
В документе под названием «План действий органов управления и сил гражданской защиты средней общеобразовательной школы в режиме ежедневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения» в первом разделе предлагается оценить состояние экологии в районе школы. Начинаем оценивать с начала.
Итак, вначале была школа, а потом появился климат. Директор, будь бдителен, климат может сыграть со школой злую шутку. В помощь борьбе с климатическими и разными другими угрозами предлагается такой документ - «План-календарь действий органов управления и сил в случае угрозы и возникновения ЧС». Далее необходимо учесть расстояние от Запорожской АЭС и Днепродзержинской и Кременчугской плотин до школы и высчитать время, за которое катастрофическая волна или радиоактивное облако накроют с головой ваше учебное учреждение.
Есть еще «Перспективний план развития и усовершенствования гражданской защиты учреждения». Или «Приказ о состоянии гражданской защиты в прошлом году и основные задания на следующий год». С этим все понятно, секретарь справится.
Итак, во время повседневного режима жизни школа должна во все глаза следить за климатом, работой и состоянием разных потенциально опасных предприятий и сооружений, не разгибая спины создавать резервы материальных ресурсов для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. И постоянно мониторить угрозы возникновения ЧС, в какой-то мере даже планировать их, предвидеть.
Угроза
Как только на горизонте появится радиоактивное или химическое облако, или приблизится враг, школа переводится в режим повышенной готовности. Из персонала школы (за исключением пенсионеров, инвалидов 1 и 2 группы, женщин, имеющих детей до восьми лет и учителей, имеющих мобилизационное предписание) и старшеклассников еще во время ожидания куются звенья спасительной цепи. Пост радио-химического наблюдения, звено пожаротушения, санитарное звено, группа охраны общественного порядка и аварийно-техническая группа. Создается также эвакуационная комиссия, группа оповещения и пункт выдачи средств индивидуальной защиты. И группа, которая поможет использовать эти средства. Все звенья комплектуются материальными средствами. И все ждут, когда облако, волна или, не приведи Бог, военные действия приблизятся к школе. При этом организуется круглосуточное дежурство.
Накрыло
Что уж говорить о том времени, когда школу, наконец, чем- нибудь накроет! Пробил час, ради котрого директор не смыкая глаз следил за климатом и вымерял линейкой расстояние от школы до ближайших плотин! «Расчет сил и средств гражданской защиты для проведения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций».
Ну с силами все понятно - это учителя и старшеклассники, которые за 20-30 минут должны взять в руки материальные средства и превратиться в ликвидаторов. Забебе понравились средства, которые придаются силам. При катастрофическом затоплении школы используются автомобиль - 1 штука, лом, багор, лопата и газосварочный апарат, огнетушитель и пожарный щит ( как плот?). При аварии с выбросом добавляется прибор химической разведки, дозиметр, планшет разведчика, противогазы, слесарный инструмент, тряпки, ведра и лестница. При пожаре добавляются еще пожарные рукава.
Что делать тряпками и ведрами? Собирать радиоактивный пепел? А зачем нужна лестница (одна на школу), куда по ней вылезать? Забебу в этом документе ввел в ступор тот факт, что на всю школу полагаются только одни санитарные носилки и всего две санитарные сумки. Почему ОДНИ НОСИЛКИ???
А вот и пресловутые ватно-марлевые повязки. Наряду с противогазами они используются в обстановке радиоактивного или химического заражения.
Забеба уточнила у рецензента издания, преподавателя высшей категории областных курсов повышения квалификации руководящих кадров «Учебно-методического центра гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности» Владимира Кондратюка, подходят ли для целей индивидуальной защиты повязки из аптеки.
«Подходят», - сказал Владимир Николаевич. А потом подумал и добавил, что подходят, но не очень, а только как противопылевая защита. От радиации и химической атаки они не спасут. Ведь если возникают эти угрозы, то ватно-марлевые повязки смачивают специальными растворами, а аптечные «лепестки» для этих целей не подходят. Так что это очень правильно - шить ватно-марлевые повязки. «Сшейте, и пусть будет при вас!» - добавил напоследок Владимир Николаевич.
Обязательно сошьем, с учетом вновь открывшихся обстоятельств сделаем ватный слой потолще, будем носить у сердца!
Впрочем, в этом же документе говорится, что начальник штаба гражданской обороны (директор школы) обязан провести расчеты потребности в материально-технических ресурсах, средствах индивидуальной защиты, связи, разведки (?) и определить объемы финансирования на приобретение.
Ватно-марлевые повязки должен шить отдел образования! Ну или покупать. Но аптечные не подходят! А в департаменте гуманитарной политики горсовета об этом ничего не знают, мы у них спрашивали. Круг замкнулся, и крайними, как всегда, оказались родители!
После погружения в чудный мир гражданской обороны так и представляется картина: долгими зимними вечерами при свечах сидят в холодных классах дети и учителя. Они рвут на тряпки старые шторы (открыт секрет ежегодной сдачи денег на новые), лудят прохудившиеся ведра, точат багры, топоры и лопаты, шьют ватно-марлевые повязки. Вся школьная жизнь, по мнению автора пособия, должна быть посвящена ожиданию одной Великой и Чрезвычайной Ситуации.
Кстати, один раз в пять лет директора школ и их заместители должны пройти 36-часовой курс обучения в «Учебно-методическом центре гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности Днепропетровской области», том самом, породившем бессмертный документ. И если за обучение специалистов местного самоуправления платит государство, то директора школ и их заместители должны откуда-то взять 572 грн 40 коп.
Куда засунуть одну лестницу и одни носилки, и зачем ведра и тряпки при химической атаке - наверное, рассказывают на этих курсах.
Марина Деобальд