Отрывок из книги: "Исчезающй город"
Фрэнка Ллойда Райта
В малой серии издательства Strelka Press выходит еще одна книга - "Исчезающй город" архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Здания Ллойда Райта изменили привычное представления об архитектуре, однако его идеи были намного амбициознее - архитектор хотел изменить саму суть города - лишить его плотности и центра и рассредоточить на большой территории, в природе. "Исчезающий город" - подробный и страстный манифест радикального проекта Ллойда Райта.
Акрогород
Город будущего интересен нам как город индивидуальности как раз в этом естественном понимании индивидуальности как содержательной целостности человеческой расы. Без этой целостности не может быть подлинной культуры - независимо от того, чем окажется то, что мы называем цивилизацией.
Этот город для индивидуальности мы назовем Акрогородом, потому что он предполагает выделение на каждую семью земельного участка площадью минимум один акр *.
Нас беспокоит, что системы запугивания, схемы и "стили" стали уже настолько удобны в качестве цивилизации, что они могут попытаться и дальше править в Американии в виде культуры имитации, таким образом на неопределенное время отсрочив все надежды на лучшую жизнь, которые еще могло бы иметь растущее население любого подобного города Соединенных Штатов.
Сегодня капитализм как основа индивидуализма и эклектизм как основа личности, с их приверженностью вкусу, стоят на пути широкого понимания индивидуальности как духовной целостности. Из-за этого фундаментального непонимания мы - добыча наших торговцев культурой - рискуем потерять шанс на свободную жизнь, которую нам изначально обещала наша хартия свободы.
Я вижу такую свободную жизнь в Акрогороде.
Что до свободы... У нас сухой закон, потому что несколько дураков не смогли справиться со своим пристрастием к выпивке; в России - коммунизм, потому что несколько дураков не смогли справиться с властью; мы имеем весь этот раздутый приватизм, потому что несколько дураков не могут справиться со своим "успехом", а деньги обязаны продолжать делать деньги.
в России - коммунизм, потому что несколько дураков не смогли справиться с властью...
Если вместо органичной архитектуры мы в Америке получим формулу архитектурного стиля, произойдет это потому, что у слишком большого числа дураков нет ни воображения, ни духовной целостности, которая называется индивидуальностью. И сегодня мы имеем чрезмерно разросшиеся города, потому что множество дураков-капиталистов рады быть опасными дураками.
Дурак обычно лишен содержания, за исключением того, что обозначено цифрами. Дурак не бывает ни за, ни против. Однако благодаря случайно полученным богатствам и достижениям технического прогресса дурак вместе со своими приспешниками - ничтожествами - собственно и стал этим разросшимся городом, этой дамбой, которая перегораживает рвущийся к свободе поток.
Поначалу жить в Акрогород переедет только человек, по собственной воле занимающийся (сознательно или бессознательно) индивидуальным саморазвитием, потому что город этот будет выстроен на понимании достоинства и ценности личности. Однако вслед за этими мыслящими в новое коллективное-индивидуальное, которое только и можно назвать демократией, потянутся и другие.
Но прежде чем что-либо содержательное или важное произойдет в культуре такой цивилизации, как наша (не важно, как именно эта цивилизация возникла), индивидуальность как нечто значимое и целостное обязана показать здоровый рост или по крайней мере просто выздороветь. Она должна быть признана неотъемлемой составляющей величия.
В органичной современной архитектуре все будут по мере возможностей радостно развивать эту составляющую в том же духе, в котором строились величественные соборы Средних веков. Из всего, что нам известно в прошлом, именно этот средневековый дух был ближе всего к коллективному демократическому духу. Коллективный дух народа, сплоченного общими задачами, средствами и ресурсами, позволяет без всякой формулы достичь великого единения.
Город, возведенный центростремительной силой, сам по себе уже есть "изм" для "истов" и "исток". Кроме как на периферии, в нем больше нет места для индивидуальности. Индивидуальность загнана в углы и щели, смята или уничтожена, подавлена жизнью большинства, которая лишь конкурирует с жизнью подлинной, но никогда ею не становится.
Никто душевно здоровый не может более развиваться или выживать среди чужеродной суеты города...
Никто душевно здоровый не может более развиваться или выживать среди чужеродной суеты города, возведенного машинами, потому что жизнь в нем означает капитуляцию всех человеческих качеств перед соображениями выгоды, которые бессмысленно и без всякой цели - если только речь не идет о какой-то форме ренты - навязываются здесь каждой живой душе.
Добровольное самопожертвование может быть созидательным. Однако быть приговоренным к рабской жертвенности, добровольно и пожизненно прибегать к мелким уловкам для того, чтобы в результате ничего не добиться, - это совсем другое дело. То, что душа дарит, также идет ей на пользу, как и то, что она получает; но ни-когда душа не выиграет от того, что у нее отнято. Теряя всякий смысл, городское существование превращается в вечное заключение, обрекающее нас на работу для других и мелкое вымогательство. Такая жизнь уже неактуальна. Большой город больше не современен.
___________________________________________________________
* Акр - единица площади в английской системе мер, равная 0,405 га.