"Они блюдут общественный порядок. А как же порядок вещей'"
Колумнист Trendspace Филипп Миклашевский размышляет о клише и стереотипах.
Вчера общался с человеком тонкой души и редкого ума. Обсудили Канта, Ницше, Локка. Долго спорили о монизме и теории предельной разумности. К сожалению разговор оборвался, Магу увели на допрос.
А меня выпустили, продержав около часа. Распитие спиртных напитков, из завернутой в бумагу тары - ужасный грех. Стоит целых пятьсот рублей. Кого-нибудь, интересно, осчастливил мой протокол' А уплаченный штраф приблизил к истине' Они блюдут общественный порядок. А как же порядок вещей'
И все же, я благодарен сержанту Чехову. За пребывание в тепле и относительной чистоте. За возможность поговорить с интересным человеком.
Магомед Алиевич - водитель-дальнобойщик. Свой досуг проводит за чтением философской и научной литературы. За что его, болезного, держат в полиции я узнавать не стал. Увидев в руках у плотного кавказца средних лет томик Шопенгауэра, я задался иными вопросами. У меня случился разрыв шаблона. Или, говоря словами томных москвичек, "когнитивный диссонанс".
Наши представления и стереотипы - очень живучая штука. Победить клише, убить в себе необъективного оценщика - тяжелая задача. И дело не в том, что предрассудки кто-то создает или навязывает. Просто нам так легче живется.
Мой хороший знакомый нашел себе девушку. Две недели они скакали по гостиницам и апартаментам. Давали выход накопившейся страсти. В итоге провели целый день вместе. Она - какое-то небесное создание, дизайнер или менеджер по лизингу. Сидят они в уютном кафе. Вегетарианская пицца, здоровые коктейли из свеклы и батата. Арбуз с имбирным тофу. А он пьет чай и сидит в телефоне. Молчит как рыба, изредка посмеиваясь. Пошли на бульвар гулять - та же история. В кино - опять двадцать пять. Приехали к нему, она готовит ужин. Решает сложные задачи - аль денте или всмятку. Он снова - айфон в руке, на лице ухмылка. Не вынесла душа русская, уронила тарелку об пол.
- "Невозможно, - кричит - Ты живешь в телефоне!". Знакомый отложил девайс и поднял глаза.
- "Этот телефон, - говорит, - Cредство получения всего, что есть в моем доме. И посуда, которую ты бьешь. И макароны эти тоже. И машина, которая тебя сюда доставила. Сейчас закроются американские рынки и мы поговорим".
- "Но ты же смеешься постоянно. Наверняка картинки смотришь или Фейсбук".
- "Я бы рад, да времени не хватает. А смеюсь я, когда все получается".
Девушка притихла. Поели, отвез ее домой. Больше не виделись.
Как получается, что человек с телефоном в майке на диване кажется бездельником' Даже если у него там счет на миллионы идет. А клерк, раскладывающий "Солитер" втихомолку - ужасно занятым и ответственным'
Стереотипы иногда бывают абсурдны. Года три назад мы с мамой пересекали белорусскую границу. На машине возвращались домой. На заднем диване сестра. Поляки ее даже будить не стали. Белорусский пограничник в форме тоскливо-зеленого цвета не церемонился. Тряхнул ее и посмотрел в красные спросонья глаза.
- "Наркотики, девушка, имеются'" - вопросил бесцветный голос.
- "Какие наркотики' - изумилась сестра - Мы же с мамой!"
- "А, ну точно!" - удовлетворился пограничник. И пошел трясти несчастных белорусских женщин на предмет контрабанды обуви.
Так засоренность мышления избавляет людей от долгих подозрений. И разбора личных вещей на холоде.
Мы клишируем все, даже имена.
Мы однажды пили дома у близкого товарища. А до этого просидели час в "Симачеве" на лестнице, обсуждая какую-то чушь. Познакомились с девушками интересными. Вместе и отправились. Спустя часа полтора мы курим на балконе в темноту. Вдруг у одной из девочек телефон звонит. Говорит тяжелым басом: "Я за тобой приеду. Ты с кем там' Это Тимур Ордыев." Задался вечер. Ладно, похмелья уже не избежать. Но кому и зачем еще этот Тимур Ордыев' Мы ребята правильные, опасности встречаем достойно, если ноги держат. Является обладатель грозного имени и баса. Метр пятьдесят шесть, блондин, не трезв. На второй бутылке Тима признался, что озвучивает злодеев для рекламы. Что работал коллектором, пугал должников угрозами. Вполне успешно, нужно было только представиться. Но его уволили за отсутствие дисциплины.
Но худшее клише - боязнь труда. Не верят люди, что счастья достичь можно исключительно работой. Воображают, будто случайные факторы играют первую роль в достижении успеха. Будто можно обмануть фортуну, заставить ее улыбнуться тебе вопреки реальности. Отсюда все эти гадалки, кудесники и маги. Черные и белые. Пирамиды личностного роста. Всевозможные тайные знания. Суеверия - это тоже клише.
Мы имеем столько разных предубеждений, что порой удивляет человек их лишенный. Кто-то без шор морали.
Но вот юная барышня, мастерски гоняющая на шестисотсильном спорткаре по треку. А это - дредастый мальчик, слушающий лекцию А. Б. Зубова о военных поселениях. Или Мага - грустный философ-самоучка из Дагестана. Все они существуют, говоря, что правил нет.
В нашей жизни так много всего удивительного.