По результатам е-декларирования рано или поздно начнется травля
Влащенко: События недели обсуждаем с народным депутатом Украины Мустафой Найемом. Какое ощущение у вас от ваших коллег, когда вы читаете их декларации' Найем: У меня нет желания ни вникать в эти декларации, ни смотреть их. Я смотрел только новости по отдельным декларациям. Конечно, меня что-то удивляло. Для этого есть правоохранительные органы, журналисты, общественные организации, которые должны этим заниматься. Ни для кого не секрет, что в ВР не прошли одни интеллигенты, или цвет нации. Мы понимаем, как проходили выборы, но я надеюсь, что декларации хотя бы помогут людям делать другой выбор. Я надеюсь, что эти декларации будут иметь какое-то влияние на следующее голосование.
- Не считаете ли вы, что это достаточно серьезно, если у премьера, который с 27 лет находится на государственной службе, дома хранится 1,5 миллиона долларов. Он до 27 лет работал на базаре - он не мог там заработать эти деньги. Поэтому, с этой точки зрения, вам бы не мешало взглянуть на декларации и понять, в каком контексте сегодня существует украинская политика. - А вот вы купили машину сегодня. У вас где деньги лежали - в банке или дома'
- Частично мои деньги были в премии, которая была за границей, и 6-7 тыс. евро дома лежали. Но если я даже эти деньги положу в банк, что я с ними буду делать' Вы же знаете, как сейчас из банка доставать деньги - только определенную сумму в день можно снимать. С точки зрения подотчетности гражданам, я считаю, что эти перегибы сейчас - это нормально. Давайте пройдем первый этап, все его проходят, никто не сопротивляется, смеются, но давайте посмотрим, кто будет смеяться потом.
- Люди не смеются, потому что они понимают, что если такие суммы дома лежат, следовательно, в Украине банковской системы не существует.
- Если эти деньги действительно лежат. Ошибки в декларациях - это уголовное дело. Мы допускаем, что такие ошибки были сознательно допущены. Но ведь власть меняется, а декларации останутся. Это надо помнить всем. Это означает, что сейчас мы создаем большую базу данных о всех госчиновниках. Это травля, которая начнется рано или поздно.
- НАБУ вносит в реестр только тех, кого считает нужным. Своих НАБУ не вносит в реестр.
- Давайте подождем год. Есть вещи, которые скрыть невозможно. НАБУ тогда будет дискредитировать себя. НАПК имеет право подавать на разные органы. Кроме того, появится ГБР, которое, в случае нарушения, сможет возбуждать уголовные дела по другим органам. НАПК имеет право проводить проверку. Мне тоже не совсем понятно, как они будут считать количество шуб, колец и т. д. Но процедуру чиновники придумают. Мне важно другое - мы, наконец-то, сделали госслужбу не привилегией людей, которые пришли грабить, а это уже и проблема. Я уверен, что травля, рано или поздно, начнется. Они начнут есть друг друга.
- Уже сейчас они заявляют о квартирах друг друга: Лещенко говорит о квартирах, которые чей-то бухгалтер продает, а кто-то говорит о квартирах Лещенко.
- Лещенко это делал всю жизнь, независимо от декларации. Глобально эти люди достаточно циничны, хищны, и я верю, что у них "сорвет башню". В какой-то момент они начнут друг друга уничтожать такими вот мелкими вещами. И я призываю граждан, если у вас есть факты, что ваш депутат указал не то в своей декларации - давайте факты.
- Вы в своей декларации указали, что за вами зарегистрирована торговая марка "Мустафа Найем". Что это значит'
- Это - смешной подарок. У меня брат - юрист, и мы в семье дарим друг другу символичные подарки. Он сделал вот такой жест, как юрист.
- Фонд Пинчука вам и вашему другу выплатил гонораров бо лее 53 тыс. гриве н. За что'
- Это не гонорар. О том, что это Фонд Пинчука, мы действительно узнали по факту. Мы были приглашены в Давос в 2015 году, и сумма, которая указана в декларации - наш перелет, наши выступления там, и назад. Все эти переговоры я вел с фондом "Видродження" Джорджа Сороса. Потом оказалось, что фонд "Видродження" является одним из спонсоров мероприятия, которое организовывал Пинчук, и таким образом они делали перерасчет, и я уже в своей декларации увидел, что за меня платил не фонд "Видродження", а фонд Пинчука. Мои действия после этого не указывают, что я где-то как-то сыграл в пользу Пинчука. Я хочу подчеркнуть: это есть, и это неправильно, что есть такая история.
- Фонд Пинчука практически всегда платит одним и тем же людям.
- Не одним и тем же. Но, с точки зрения публичной истории, такая история не должна повторяться.
- А это было впервые, что фонд Пинчука заплатил за вашу поездку в Давос'
- Я единственный раз в жизни был в Давосе.
- А Сергей'
- Спросите у Сергея.
- 25 октября вы вернулись из Берлина, где участвовали в дискуссии с представителями МИД Германии. Вы написали у себя в ФБ, что устроили немцам холодный душ, по Минску. В чем состоял холодный душ' Разве текст минских договоренностей придумали немцы'
- Немецкий и французский политикум - наши партнеры в этих переговорах. Соответственно, они наши гаранты тех договоренностей, которые там были. При этом они, очевидно, оказывают некое давление и на нас, и на российскую сторону по выполнению этих договоренностей. Как мне кажется, то давление, которое оказывается на нас - несправедливо и не очень адекватно той ситуации, которая есть на Донбассе. Был задан вопрос: "Почему не выполняется Будапештский меморандум'". А самое главное, Бухарестский саммит 2008-го года, когда немецкие политики говорили, что не надо дразнить русского медведя и не дадим Украине план членства в НАТО. Нам объяснили, что по соцопросам украинцы тогда не хотели в НАТО. Мы сказали, что сейчас и минские договоренности никто не хочет в Украине. Означает ли это, что немцы должны отступить' Или у нас политика палки работает - тогда мы шли в угоду русским пушкам и не дали ПДЧ Украине, и сейчас идем в угоду русским пушкам, но теперь уже толкаем нас под это дуло.
- В вашей группе была Наталья Яресько, благодаря которой мы уже через два года будем отдавать треть ВВП. Что она делал а на этих переговорах' Она что, специалист по минским договоренностям'
- Нет. Сама встреча была посвящена всему, что происходит в Украине, в том числе экономике и реформам. Там был Нефедов, Войцицкая, Климпуш-Цинцадзе.
- Вы считаете, что Яресько сыграла положительную роль в становлении украинской экономики за эти два года'
- Это должны оценивать специалисты. А я считаю, что Яресько была одним из немногих украинских министров, которая все, что она делала, делала не в угоду собственным интересам, не в угоду интересам политического класса, и это показало все, что с ней происходит после. И самое главное, как мне кажется, она действительно отстаивала наши интересы.
- Нужно ли было подписывать такой договор о реструктуризации долгов, который подписала Яресько'
- На тот момент я поддержал договор. А сейчас я еще не знаю последствия этого договора.
- Там же все расписано.
- На тот момент это была возможность выиграть большой кусок времени и реструктурировать долги.
- Почему наше правительство не подтверждает, что украинской стороной в минских договоренностях был подписан особый статус отдельных районов' Почему же вы тогда удивляетесь, что европейцы требуют выполнения этого'
- Да, там это есть. По вашей логике получается, что все, что там написано, украинская сторона должна выполнять. Но все знают, что через час после их подписания они были нарушены российской стороной. Значит, они, подписав договор, отступили от собственных слов. На каком основании мы должны выполнять что-то, если они его нарушили'
- Я - только за, чтобы мы ничего этого не выполняли.
- Отлично, и я об этом тоже.
- Значит, мы не будем выполнять минские договоренности'
- Нет, не так. Российская сторона не выполняет договор и продолжает требовать выполнения отдельных пунктов. Почему мы не можем этого делать' Мы что - папуасы' Я, как народный депутат Украины, смотря эти соглашения, понимая геополитическую ситуацию и что Россия будет делать все, чтобы доказать, что мы не правы, говорю простую вещь: вы частично выполняете, частично суетитесь - дайте нам это право тоже. Не надо давить на украинскую сторону - что, украинская сторона, как самая слабая в этом конфликте, должна выполнять все условия, а РФ, которая насилует нашу территорию и наше население, должна выполнять частично'
- А если бы российская сторона не нарушила перемирия и не стреляла - вы считаете, что то, что написано в пункте 9 и 11, выполнять нужно было бы'
- Да.
- И особый статус Донбасса, и выборы на оккупированной территории перед отводом войск'
- Это означало бы, что на данный момент не было бы ни одного русского солдата на Донбассе. Там были бы наши правоохранительные органы. Но до этого полный мониторинг ОБСЕ границы. Это означает, что если российский танк въезжает на нашу территорию, ОБСЕ официально заявляет, что по границе прошел русский танк, и это уже никак не подходит под вывод войск и вооружений. Никто в парламенте не считает, что нужно выполнять 9-й пункт, что нужно давать особый статус, не имея комплекса безопасности. Я уйду когда-нибудь из политики, и я не хочу, оглядываясь назад, думать, что моими руками дальше гибнут люди только по той причине, что я поддался какому-то влиянию, что где-то кому-то удалось что-то подписать. Мы должны идти дальше в одной истории - у нас есть президент, премьер-министр, министр иностранных дел. Эти люди представляют нашу страну, но мы должны их поддерживать в нашей сильной позиции, а не в нашей слабой позиции. 9-й пункт - это наша слабая позиция, и я не буде это поддерживать.
- А правда ли, что юристы уже работают над тем, как проводить выборы на оккупированной территории'
- Да.
- Что будет делать президент, если ВР не проголосует за новый закон о выборах и правки в Конституцию в части Донбасса'
- Мы не проголосуем, если не будет перемирия, если не будут выполнены все условия. Я знаю, чего я хочу, чтобы там случилось, и я буду делать все, чтобы все, что я хочу, случилось. А как пойдет дальше - посмотрим.
- Как сегодня обстоят ваши дела с новой партией' Отчитались ли перед партией ваши товарищи, когда у них были проблемы - Лещенко и Залищук'
- Мы продолжаем находиться в правлении "ДемАльянса". Никаких отчетов никто не просил и не делал. Есть наши однопартийцы, которые попали в сложное положение в силу токсичности ситуации и атмосферы. Мы это обсуждали много раз, это наши внутренние дискуссии, мы их прошли. Мое ощущение, что мы после этого стали больше друг друга понимать. Мы сейчас готовим следующий этап съезда, на котором будет представлена программа партии. Мы сейчас активно создаем наши ячейки и раскрываемся по стране. Я прикипел к востоку, и мы в Мариуполе делаем нашу ячейку. Мы, как и заявляли, будем дальше двигаться в сторону платформы, которая будет объединять все силы, которые, так или иначе, наши союзники. Я думаю, что в ближайшие полгода-год это будет трендом: объединение, понимание, что по одному мы не выживем, и рост вместе.
- С кем бы вы хотели объединяться'
- Очевидно, что это "Сила людей", все молодые политические движения, которые есть в регионах - их очень много. Очевидно, это "Хвиля".
- Молодое движение - партия Билецкого. С ними будете объединяться'
- Нет. У нас разные видения. Мне не кажется, что это либеральная партия, а мы говорили, что мы либерально-демократическая партия. Мне кажется, что то, что изначально огласил "Национальный корпус" - это немного правый популизм. А мне правый популизм не близок.
- А вы левые или просто популисты'
- Это люди оценят.
- Когда мы получим безвизовый режим'
- Я не знаю. Я не Ванга. Нам обещали, был четкий перечень задач, и мы их выполнили. Я думаю, что европейцы будут пытаться до последнего нам его не дать, но с их стороны это уже будет некрасиво.
- А электронные декларации не могут их встревожить' Они показали, что Украина насквозь коррумпированная страна, где сенаторы держат по 10 млн у себя в квартирах. - Большинство активов политического коррумпированного класса Украины хранятся в ЕС. Туда выводятся деньги и капиталы, и там покупаются активы. Этим людям можно не давать визы, но почему народ от этого должен страдать'
- Чувствуете ли вы, что огромное количество людей, которые вами недовольны, говорят, что вы их разочаровали - они в чем-то правы'
- Если ко мне есть вопросы, что я в чем-то разочаровал - то я готов за это отвечать.
- Когда вы входите в группу, вы должны говорить не только за себя.
- Группа должна усиливать позицию каждого. Что-то получается, что-то не получается - это правда. Ощущение вины у меня есть. Это естественное состояние любого политика. Конечно, мне бы хотелось делать еще больше, но я много чего делаю.
- Повышать себе зарплату за два года - это нормально, если не выполнено 70% того, что нужно было делать'
- То, каким образом это было сделано - это неправильно. Такие вещи не могут происходить без дискуссии. То, что нужно приводить в соответствие заработные платы к какому-то уровню жизни, который должен быть у депутатов - это тоже правда. Я бы привязывал зарплаты народного депутата к ВВП или к минимуму. Повысили минимум - автоматически повысили зарплаты.
- Понимаете ли вы, что правительство свои проблемы с субсидиями переложило на плечи бизнеса, подняв минималку до 3200'
- Я не хочу рассуждать о вещах, в которых я глубоко не разбираюсь. На данный момент времени, как это было сделано, это очень жесткий популизм. Без обсуждения с экспертами, без обсуждения с парламентом, без подготовки. На очень высоком уровне многие люди не знали, что такое будет сделано. И для меня это тоже удивительно. Я думаю, что господин Гройсман объяснит это хотя бы депутатам.
- Вы допускаете, что это заявление господина Гройсмана было эмоциональным, внезапным'
- Не допускаю. Тогда это катастрофа.
- Хотели бы вы вернуться в журналистику'
- Нет. Это уже другой период жизни.
- Использовали ли вы журналистику как карьерный инструмент для того, чтобы попасть в политику или в исполнительную власть'
- Нет.
- Повлияет ли на авторитет этого состава ВР содержание их деклараций'
- О многом и так все знали. Но во многом, я думаю, стало просто смешнее. Но многих и похвалить надо, что они честно задекларировали свои вещи.
- Где вы учитесь'
- Я учусь заочно в Институте последипломной подготовки, в Шевченко.
- Как зовут куратора вашей группы'
- Не знаю. У меня есть преподаватели, которые у меня принимают экзамены.
- Когда у вас сессия будет'
- Я пропустил эту сессию, потому что начался парламент, и я сейчас готовлюсь к тому, чтобы вне очереди сдавать эту сессию. А следующая сессия будет в декабре.
- Сколько раз в 2016-м году вы выезжали за границу'
- Раз 5.
- Будете ли вы баллотироваться в следующий парламент'
- Давайте дождемся выборов.
- Как вы относитесь к идее проведения референдума о судьбе Донбасса'
- Негативно.
- Почему повышение зарплаты пошло впереди закона о выборах, статусе депутата, ЦВК и так далее'
- Я считаю, что это политическая незрелость с одной стороны, с другой стороны - это последствия того, что мы трезво не оцениваем вещи. Депутат, который получает маленькие деньги - это депутат, который лезет в карман своей аудитории, своим избирателям руками олигархов.
- Три вещи в вашей политической деятельности и деятельности ваших коллег, за которые вам сегодня неудобно перед избирателями'
- Я бы хотел, чтобы мы вовремя приняли решение по Шокину. Я бы не хотел того позора, который у нас был, когда мы не проголосовали за отставку Яценюка. И я бы хотел, при всем том, чтобы я голосовал иначе, чтобы мы все-таки сняли мораторий на продажу земли.
- Спасибо, Мустафа.
112.ua