Запорожец: Вешать «Черный квадрат» дома все равно, что украшать его формулами
Известный запорожский график Леонид Томилин стал одним из участников столичной конференции "Казимир Малевич: Киевский аспект".
- Конференцию посвятили малоизученному киевскому периоду творчества Казимира Малевича, - рассказывает Леонид Томилин. - Было интересно и познавательно. Выступали известные исследователи наследия Малевича из разных стран.
Меня несколько смутило, и не только меня, что организатор и идейный вдохновитель конференции Татьяна Филевская настаивала, что Малевич исключительно украинский художник, а изобретенный им супрематизм *- украинское явление. (Кстати, термин "супрематизм " придумал сам Малевич).
С чем не согласились исследователи других стран. Безусловно, Малевич родился в Украине, в Киеве, где жил до 17 лет. И, как я узнал на конференции, с 1928 до 1930 года он преподавал в Киевском художественном институте. Но, по словам представительницы Польши, эта страна тоже могла бы претендовать на Малевича, на основании того, что по национальности он поляк. Могут претендовать и белорусы - Малевич несколько лет жил в Витебске, где преподавал в Народном художественном училище.
Основная часть творческой жизни Малевича протекала в Петербурге и Москве, где он и создал супрематизм, издавал свои фундаментальные теоретические труды. Но это не значит, что Малевич российский художник, как можно было бы предположить - он пмиру. Собственно, эту точку зрения и я высказал в своем выступлении.
А еще я говорил о том, что нам пора отходить от библиотечного прочтения наследия Малевича. Ведь после создания революционного "Черного квадрата" и других открытий Казимира Малевича прошел век. И сейчас это уже классика, даже некий анахронизм. А надо двигаться вринадлежит перед! Сегодня многие работы Малевича, как визуальные объекты, скорее можно отнести к области дизайна, чем к живописи.
Считаю, что до своих революционных открытий Малевич, как художник, был малоинтересен. Он плохо рисовал в академическом смысле, был неубедителен, когда пробовал подражать импрессионистам и делать реалистические пейзажи. Но, как говорил философ Иммануил Кант, талант, правила принятые в искусстве доводит до совершенства, а гений придумывает новые правила. Малевич не был талантливым художником, но он был гением. Он придумал новые правила, которые стали достаточно убедительными для других в освобождении искусства от буквальной визуализации действительности.
На вопрос "Newsmir.info", так является ли, на его взгляд, искусством "Черный квадрат", Леонид Томилин отвечает:
- Если говорить о том, что "Квадрат" - это явление в культуре, которое кардинально изменило представление о пластических формах и философии искусства, то, конечно, это искусство. Но если говорить о самой картине, то, как явление в эстетическом смысле она, на мой взгляд, малоинтересна. И вешать "Черный квадрат" дома все равно, что украшать его формулами.
Это уникальный в мировом искусстве случай, когда можно сказать: "Я знаю, что квадрат существует, что он из себя представляет, но мне совсем необязательно его видеть". Сам "Черный квадрат" - это идея, символ, артефакт. Он ценен тем, что Малевич сделал это первым.
Кстати, известной исследовательнице творчества Казимира Малевича Александре Шатских удалось установить, когда был написан первый "Черный квадрат" с точностью почти до дня - между 20 и 22 июня 1915 года. Дату восстанавливала по архивным документам, по письмам Казимира Малевича.
Всего известны четыре варианта этой картины.
*Словарь "Newsmir.info
Супрематизм - разновидность геометрической абстракции.
Фото из архива Леонида Томилина