Почему Россия не признала геноцид в Сребренице
Решение России наложить вето на резолюцию Совбеза ООН о признании массового убийства мусульман в Сребренице геноцидом имеет очень четкую дипломатическую значимость. И для того, чтобы ее понять, нужно вспомнить историю российских отношений с Балканами и попыток Москвы усилить свое влияние в регионе.
Балканы всегда были очень важным регионом для России: Кремль рассматривает их как зону своего стратегического и экономического интереса. И Сербия всегда была одним из ключевых союзников Москвы, учитывая крепкие культурные связи на почве единой религии.
В последнее время, почувствовав давление со стороны НАТО и Евросоюза, продвигающихся все ближе к границам России, Владимир Путин стал более активно обозначать свое влияние на Балканах. Бывший представитель США в НАТО Курт Волкер отметил: «Москва хочет показать, что Балканы не станут частью господствующей Европы».
И вот Путин активно обхаживал Белград все эти годы, осуждая независимость Косова, приезжая в качестве почетного гостя на местные военные парады, подписывая договоры о поставках газа и проводя военные учения. Но более всего Кремль обращался к чешскому национализму.
Так, представитель России в ООН Виталий Чуркин на обсуждениях в Совбезе назвал принятие резолюции о геноциде в Сребренице контрпродуктивным. Он подчеркнул, что из-за этого могут снова обостриться межнациональные конфликты в регионе – то же самое говорил и Белград. Видимо, именно он попросил Москву наложить вето на резолюцию, и сербский президент Томислав Николич назвал это «великим днем» для своей страны.
Так о каком геноциде идет речь? Во время Боснийской войны 1992-1995 годов городок Сребреница, где жили боснийские мусульмане, попал в окружение сербский войск. Сербы захватили эту территорию и убили около 8 000 мужчин и мальчиков.
Сербия признала, что это тяжкое преступление. Затем, чтобы угодить Евросоюзу, с которым тогда хотела сблизиться, приняла соответствующую декларацию и арестовала некоторых влиятельных военачальников, принимавших участие в событиях в Сребренице. В то же время Белград осудил попытки международного сообщества делать акцент на геноциде в Сребренице, потому что это подрывает авторитет сербов и мешает процессу установления мира в регионе.
События в Сребринице спровоцировали более серьезное международное вмешательство в гражданскую войну в Югославии – вместе с авиаударами по сербским военным объектам, которые тогда раскритиковал Борис Ельцин. Однако в то время после распада СССР ослабленная Россия была осторожна в своих словах, не желая сжигать мосты в отношениях с Западом.
Но с приходом Владимира Путина, а в особенности после украинского кризиса, Россия намерилась уменьшить влияние Запада на Балканском полуострове. По мнению бывшего посла США в Боснии и Герцеговине Ричарда Козларича, «Москва считает, что существующий на Балканах порядок сложился, когда Россия была слаба, и Запад этой слабостью воспользовался».
Учитывая тот низкий уровень, на который упали отношения между Россией и Западом, отказ признать события в Сребренице геноцидом – это небольшой шаг в куда более серьезном противостоянии между Москвой и ее соперниками из Брюсселя и Вашингтона.