Ученые рассмешили крыс
За крысами прочно закрепились негативные ассоциации: разносчики болезней, предвестники катастроф, подлые и хитрые жители сточных канав и мусорных свалок. Поруганным крысам остается лишь посмеяться. Возможно ли это, выяснили ученые из Университета Гумбольдта в Берлине.
Чтобы рассмешить крысу, нужно ее пощекотать. Ученые в ходе экспериментов обнаружили, что удовольствие от щекотки грызуны получают лишь тогда, когда находятся в хорошем настроении, передает The Daily Mail.
Разобраться в крысином расположении духа ученые смогли при помощи датчиков и наблюдения за соматосенсорной корой головного мозга - области, где расположены нейроны, которые могут играть определенную роль в настроении. Кроме того, считается, что эта область мозга в первую очередь ассоциируется с ощущением прикосновения.
Исследование, опубликованное в журнале Science, отсылает к предыдущей работе, в которой сообщалось, что щекотка заставляет крыс хихикать на высоких частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом. Но если пощекотать крысу несложно, то разобраться, как это ощущение достигает мозга, - тяжелее.
Шимпей Исияма и Майкл Брехт из Университета Гумбольдта провели мониторинг активности нейронов в соматосенсорной коре головного мозга крыс, пока щекотали их. Обнаружилось подтверждение существовавших утверждений о том, что щекотка приятна крысам, они даже подскакивают от радости, предвкушая этот процесс, и издают ультразвуковые хихиканья.
В ходе мониторинга активности коры эксперты заметили возбуждение нейронов в глубоких слоях, которое возрастало, пока грызуны смеялись во время щекотки. Чтобы удостовериться в этой корреляции, ученые стимулировали нейроны соматосенсорной коры, не щекоча подопытных, что также привело к смеху.
Когда грызунам испортили настроение, поместив их в стрессовую ситуацию, щекотка также вызывала смех, но безрадостный: нейронная активность находилась в подавленном состоянии. Авторы исследования полагают, что им удалось подтвердить догадку Чарльза Дарвина: для смеха необходимо, чтобы объект щекотки был в хорошем настроении.