Выборы и мода
Колумнист TrendSpace Вера Рейнер о корреляции моды и политики.
Одежда - давно уже не просто одежда, но и еще один канал общения с аудиторией. И политики знают об этом едва ли не больше модных редакторов - по крайней мере, в идеале. Поэтому, подводя итоги прошлой недели, в течение которой все мы практически жили в Америке, вспоминаем вещи, ставшие главными символами президентской гонки 2016.
Булавки
Прошедшие в Америке выборы, завершившиеся победой Дональда Трампа, только ленивый не сравнил с британским референдумом, закончившимся выходом Великобритании из Европейского союза - Brexit. Остроумные, как всегда, англичане, дружно признали, что вечно конкурирующие с ними американцы и здесь их обскакали - то есть совершили еще большую глупость. После британского голосования, когда стало окончательно ясно, что с ЕС Великобритания прощается, страну всколыхнула волна беспорядков - радостные сторонники разделения отметили свою победу серией нападений на мигрантов и вообще всех, чью внешность посчитали недостаточно "британской". Частота преступлений на почве ненависти в первые дни после Brexit подскочила на 57 процентов.
И тогда те, кто не был согласен с итогами референдума, прикололи на грудь булавки - как знак солидарности с иммигрантами, знак того, что не все британцы поддерживают нынешние ксенофобные настроения. В Америке сейчас происходит то же самое. Соцсети полнятся снимками граффити с угрозами и рассказами о расистских выкриках на улицах, в прессе все чаще появляются сообщения о нападениях на девушек в хиджабах - и американцы, последовав примеру британцев, тоже запустили свою акцию safetypin. "Покажите свою солидарность с теми, кто больше не чувствует себя в безопасности после этих выборов", - призывают в Twitter и Instagram. Крохотные булавки, прикрепленные на одежду, помогают понять, что вы не одиноки, выцепить взглядом в толпе "своих" - людей, точно не голосовавших за Трампа и не разделяющих его расистские и сексистские убеждения.
Power suits Хиллари Клинтон
Еще до того, как официальным стилистом Хиллари Клинтон объявила себя главред американского Vogue Анна Винтур, униформой кандидатки от Демократической партии стали брючные костюмы. В основном - от Ральфа Лорена, который создал для Клинтон все самые запоминающиеся ее наряды. Благодаря их сложившемуся тандему термин power suits, появившийся в 1980-х и в последнее время, казалось, потерявший актуальность, совершил масштабный камбэк - сторонницы Хиллари даже запустили в его честь специальный хэштег. В день выборов на пункты для голосования женщины, причисляющие себя к pantsuitnation, пришли отдать свои голоса за Клинтон, надев брючные костюмы.
Вещи в цветах суфражисток
У движения суфражисток в самом его начале было три основных цвета: белый, фиолетовый и зеленый. И первые два стали основой гардероба Хиллари Клинтон во время ее избирательной кампании. Свой первый знаковый белый (на самом деле кремовый - и, разумеется, от Ральфа Лорена) костюм Клинтон надела на Национальный съезд демократической партии летом, где было официально объявлено о ее выдвижении, а после другого белого костюма, надетого ей на третьи президентские дебаты в октябре, появился и соответствующий хэштег - WearWhiteToVote.
Увы, кампания Клинтон при всей ее масштабности не принесла кандидатке от Демократической партии победу. И в среду, выступая перед своими сторонниками с прощальной итоговой речью, она сменила белый на фиолетовый. Сама Клинтон появилась перед публикой в темно-сером костюме с фиолетовыми лацканами и блузой, а ее муж надел галстук в тон наряду супруги. У этого цвета есть и другое значение вне контекста борьбы женщин за их права. Фиолетовый - слияние двух национальных цветов Америки, красного и синего, и потому, возможно, символ единства, об особой необходимости которого в трудные времена говорит и сама Клинтон, и ее сторонники. Не зря к фиолетовому после объявления о победе Трампа обратилась и почти уже бывшая первая леди страны Мишель Обама - в платье этого цвета она появилась на встрече с Меланией Трамп.
Горящие кроссовки New Balance
По всей Америке жгут, топят и едва ли не закидывают камнями кроссовки New Balance: разгневанные сторонники Демократической партии таким образом мстят спортивной компании за публичный комментарий ее представителя Мэтта Лебреттона в поддержку Трампа. "Администрация Обамы осталась глуха к нам, но, к счастью, как мы думаем, с Трампом вещи должны двинуться в нужном направлении", - именно с этой цитаты Лебреттона, приведенной в Twitter журналисткой Wall Street Journal Сарой Джермано, и началась волна обувных "убийств". Вырванные из контекста, слова эти звучат максимально загадочно, но история на самом деле не так запутанна. Трампа New Balance поддерживает в той же степени, в какой поддерживал Хиллари Клинтон и Берни Сандерса: все трое выступали против ТТП - Транстихоокеанского партнерства. Это соглашение, которое поддерживал, в отличие от них, Барак Обама, могло заметно усложнить жизнь спортивным компаниям, которые свои товары производят в Америке - то есть New Balance, Nike и adidas. Именно новому курсу в отношении ТТП, на который были настроены все три потенциальных кандидата, Лебреттон и был рад - остальные политзаявления Трампа ни он, ни другие представители NB не комментировали. Но волну негодования объяснения пока погасить все равно не смогли.
Кепки Make America Great Again
Громкий лозунг, простая, без изысков, форма, победный красный цвет - Дональд Трамп не получил поддержки модной индустрии и публично не подружился ни с кем из дизайнеров, но все это оказалось и ни к чему. После новости о победе кандидата от республиканцев его сторонники на радостях скупили все красные кепки - чтобы было в чем отмечать столь радостное событие. Не помешали успеху патриотичного мерча и слухи о том, что наклеенный на них лейбл Made in USA не соответствует действительности.
Костюмы и галстуки Дональда Трампа
Если Хиллари Клинтон свои power suits меняла от выступления к выступлению, не скрывая названий брендов, то Дональд Трамп в этом смысле оставался загадкой. Как выяснилось позже, большинство его костюмов, задействованных в ходе кампании, были куплены в Brioni. Эта любовь миллиардера к итальянскому Дому началась давно - их костюмам он, например, не изменял в течение всех 14 сезонов своего участия в шоу The Apprentice, - и за нее же Трампа уже неоднократно критиковали. Как он, громче всех говорящий о необходимости создавать в Америке больше рабочих мест для американцев, может много лет носить одни только костюмы из Европы? Похожие вопросы задают избранному президенту и по поводу его собственных линий одежды - их производства тоже находятся за пределами Америки. И знаменитые трамповские красные галстуки (как их называют, power ties), неотъемлемые элементы его образа, которым он почти не изменял в ходе кампании, тоже шьются в Китае.
Бикини Мелании Трамп
Мелания Трамп не дружит с дизайнерами так близко, как Хиллари Клинтон и Мишель Обама, и все вещи, в которых она появлялась в ходе кампании своего мужа, были не предоставлены ей PR-отделами марок, а куплены самой Меланией. У новой первой леди Америки нет четкой и продуманной концепции собственного стиля - и ни она, ни кто-либо из ее семьи сейчас точно не используют его, чтобы "говорить" через одежду с аудиторией, как делают все те же Клинтон и Обама. Ситуация, впрочем, может и измениться, когда Дональд Трамп официально вступит в свои права в качестве президента - а может и нет. Пока же, в любом случае, куда больше нарядов Мелании в сети обсуждают снимки из ее богатого прошлого, на которых она скорее раздета, чем одета. Соцсети бурлят от обилия мемов с подписями в духе "и это наша новая первая леди", и даже самые продвинутые пользователи, больше всех ругавшие Трампа за его сексистские перлы, не упускают шанса посмеяться над его женой. "PR-отдел любого бренда сгорит со стыда, если кто-то узнает, что Мелания вышла в свет в вещах их марки", - одна из самых частых "модных" шуток, которая, как и все остальные, вызывает вовсе не улыбку, а неприязнь к постящим ее.
Футболки Nasty Woman
Хотя мерч для Хиллари Клинтон делал десяток дизайнеров от Марка Джейкобса до Тори Берч, а над разработкой ее официального лозунга трудился целый штаб, лучший слоган кампании Клинтон неожиданно подарил за несколько дней до выборов сам Дональд Трамп. Именно так - such a nasty woman - он назвал ее во время последних дебатов. Фраза быстро разошлась в соцсетях, а хэштег ImANastyWoman стал одним из главных феминистских лозунгов сезона. И если до этого многим было трудно почувствовать связь с Клинтон в силу ее почти роботической безэмоциональности, то брошенное Трампом оскорбление задачу облегчило в разы - подобные эпитеты в свой адрес слышали многие женщины, просто ведущие себя независимо и не боящиеся выражать свое мнение без оглядки на привычные "женские достоинства" - смиренность и кротость. Так что футболки, сумки, кепки и толстовки с этой надписью и разными вариациями на ту же тему уже на следующий день стали суперхитом интернет-продаж. Даже знаменитую трамповскую кепку Make America Great Again умельцы быстро переделали в ехидную Make America Nasty Again, продавая ее на Etsy за те же 25 долларов, что и оригинал. Особенно повезло в этом смысле, конечно, онлайн-ретейлеру NastyGal, для которых хайповое словечко всегда было частью концепта.