Комментарий: Генерал Радев и истерика в Болгарии
После победы кандидата от оппозиции Румена Радева на выборах президента Болгарии правительство ушло в отставку. Стране предстоит неспокойная зима, полагает Александр Андреев.
Румен Радев (в центре)
У Европейского Союза вообще-то хватает проблем, еще одна ему точно не нужна. Но именно она появляется сегодня на хрупкой внешней границе ЕС с Турцией после победы генерала в отставке Румена Радева на президентских выборах в Болгарии. Не потому, что будущий глава государства является другом России, а потому, что страна окажется в ближайшие месяцы фактически без действующего правительства. Сам Радев - фигура тоже проблематичная: во главе государства окажется неопытный, националистически настроенный человек, оставивший о себе впечатление скорее как о бесцветном и беспомощном политике.
Правительство Бойко Борисова, чья партия ГЕРБ входит в Европейскую народную партию, в понедельник, 14 ноября, объявило о своей отставке, потому что ставленница партии Цецка Цачева потерпела сокрушительное поражение на президентских выборах. Борисов предупреждал о возможной отставке заранее. Вообще-то этим он хотел мобилизовать сторонников партии ГЕРБ. Но ему, очевидно, не удалось найти решение, как справиться с непопулярностью и отсутствием идей у Цачевой. Теперь выставленная им самим ловушка захлопнулась и ему пришлось выполнять обещание.
Ближе к Орбану и Качиньскому, чем к Путину
Западные наблюдатели неоднократно предупреждали, что Радев будет вести пророссийскую политику. Эта оценка зиждется прежде всего на том, что Радев был номинирован пророссийской Социалистической партией, и на том, что он выступал за признание Крыма российским. Но это впечатление ошибочное: политически наивные высказывания об аннексии Крыма и необходимости снять санкции против России объясняются прежде всего политической неопытностью бывшего генерала. Люди, хорошо знающие его, подчеркивают, что получивший образование в том числе и в США бывший генерал НАТО Радев не имеет планов как-либо менять стратегическую ориентацию Болгарии - страны-члена ЕС и НАТО.
Александр Андреев
Опасность, которая исходит от Радева, совсем другая: как и большинство офицеров, он убежденный националист, разделяющий традиционные предрассудки в отношении партнера по НАТО и большого болгарского соседа - Турции. К этому следует добавить еще и то, что в Болгарии на фоне темы беженцев и близости к Турции буквально царит массовая истерика. 9 из 10 жителей страны опасаются, что Эрдоган вскоре "откроет шлюзы" и затопит страну десятками тысяч (не пользующихся в Болгарии популярностью) мусульман из арабского мира.
Не было случайным и то, что ультранационалисты, проводившие крайне ксенофобскую и агрессивную кампанию против беженцев и мигрантов, смогли набрать свыше 17 процентов голосов в первом туре выборов неделю назад. В этой ситуации Радев выглядел для большинства избирателей как раз подходящим выбором: "сильная рука", отставной генерал, который закроет границы и при необходимости даст Турции отпор.
Президент Болгарии, который имеет мало рычагов влияния на повседневную политику, скорее будет ориентироваться на Виктора Орбана и Ярослава Качиньского и поведет страну в направлении Вишеградской четверки. Для этого он сможет использовать прежде всего то время, пока в стране нет избранного правительства.
Всего лишь циничный план?
Понадобится еще несколько месяцев, прежде чем можно будет провести досрочные парламентские выборы, так как уходящий президент Росен Плевнелиев согласно конституции уже не сможет назначить выборы до окончания срока своей работы. Все это время нынешнее правительство меньшинства премьера Бойко Борисова будет временно исполнять обазанности. Стабильности это не обещает.
К тому же на дворе зима, время больших счетов за электричество и отопление, которые нередко выгоняют болгар протестовать на улицы. Может быть, за этим кроется циничный план Борисова: подвергнуть людей нескольким месяцам неуверенности и страхов, с тем чтобы в следующем году одержать триумфальную победу.
Если такой план существует, то он более чем опасен. Потому что страх, неуверенность и ксенофобия, ощутимая бедность и убежденность в забвении со стороны Европы, помноженная на ожидаемые массовые протесты, где первую скрипку будут играть националисты, - это чрезвычайно взрывоопасная смесь. Да еще и прямо на чувствительной границе между Турцией и переживающим кризис Евросоюзом: у Европы теперь на одну проблему больше.