Год российскому "Платону": система обкатана, тарифы повысят
Плата за проезд грузовиков массой более 12 тонн по российским трассам взимается уже год. Несмотря на протесты дальнобойщиков, власти внедрили систему "Платон" и вскоре повысят тарифы.
15 ноября исполняется год с момента запуска в России системы "Платон" - сбора платежей с большегрузных автомобилей (массой более 12 тонн) за использование федеральных трасс. Она была создана для компенсации урона, наносимого тяжелыми фурами дорогам. Внедрение "Платона" было встречено протестами, в результате которых дальнобойщикам удалось добиться от регуляторов льготного тарифа. Тестовый период подходит к концу. Что будет дальше и каковы итоги прошедшего года, выясняла DW.
Как устроена система
Система "Платон" (плата за тонны) была запущена 15 ноября 2015 года. До этого, 29 августа 2014 года, в соответствии с распоряжением правительства Федеральное дорожное агентство заключило соглашение с "РТ-Инвест Транспортные Системы" (по данным СМИ, бенефициаром является сын Аркадия Ротенберга), согласно которому компания назначалась оператором системы. За осуществление своей деятельности оператор получает 10,6 млрд рублей в год.
В соответствии с правилами работы системы, все владельцы тяжелых грузовиков должны оплачивать каждый километр прохождения федеральной трассы (всего в системе 50 774 км). Изначально предполагалось, что плата составит 3,06 рубля за километр. Затем власти решили ввести так называемый тестовый период до марта 2016 года, во время которого тариф был снижен до 1,53 рубля. В марте этот период был продлен до конца года.
Чего добились недовольные
Снижение платы стало компромиссом, на который регуляторы пошли в ответ на массовые протесты дальнобойщиков, имевшие место в конце прошлого года. В ходе самых крупных акций машины перекрывали трассы, в том числе Московскую кольцевую автодорогу (МКАД), блокируя движение транспорта. Власти согласились тогда снизить плату, однако, как выясняется, в ближайшие месяцы это может измениться - с февраля 2017 года платеж вырастет до 2,61 рубля, с июня - до 3,06 рубля.
Акция протеста дальнобойщиков, ноябрь 2015 года
Как только новость об этом появилась, дальнобойщики возобновили попытки протестов. Власти в ответ стали резко их пресекать, применяя различные методы вплоть до арестов. "Система стала законом. Соответственно, проводить мероприятия в попытке это опротестовать, - это уже беззаконие. Так что вы знаете, какие могут быть последствия", - заявил DW президент Российской ассоциации перевозчиков (РОССАП) Владимир Приказчиков.
В частности, по этой причине новые протесты едва ли продлятся долго, считает глава центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. По его мнению, однажды настояв на системе "Платон", власти уже дали понять, что по большому счету протест лишен смысла, а значит, тариф будет расти.
Итоги года: выгодополучатели
Согласно данным, приводимым Минтрансом, за 2016 год с помощью "Платона" удастся собрать около 20 млрд рублей (по состоянию на октябрь 2016 года в дорожный фонд было направлено 15,3 млрд рублей). На сегодня в системе зарегистрировано более 760 тысяч машин (более 80% транспортных средств, относящихся к целевой группе). В Росавтодоре заявляют о том, что полученные средства позволили провести ремонт более 1000 километров дорог в регионах и реконструкцию 31 моста.
Однако, по мнению экспертов, инфраструктурные достижения будут с лихвой перекрыты негативом от изъятия денег у малого и среднего бизнеса. "Сейчас будет звучать много слов об отремонтированных мостах, но изначально все оформление проекта выглядело как перераспределение благ на рынке в период санкций и кризиса. В то время, когда малые и средние компании борются за выживание, сверхкрупные игроки просто предъявляют требования к кускам пирога", - указывает Колташов.
По его выражению, с точки зрения финансов эта система не является необходимой: "На деле она направлена на то, чтобы обеспечить рентой определенную группу лиц, иными словами - олигархическую семью".
Плата за неорганизованность
Долгоиграющим результатом введения "Платона", по словам эксперта ИГСО, станет демонстрация властью того, что любая легализация предпринимателей может привести только к серьезным поборам для них. "В то же время система показала, что не основанный на взаимодействии протест не эффективен", - убежден он.
С этим согласен и представитель "пострадавшей стороны" - глава РОССАП Владимир Приказчиков. "В сфере автоперевозок в России работают все, кому не лень. Здесь нет единого понимания того, по каким правилам работать. Обустраивать бизнес централизованно никому не хочется - каждый сам за себя", - сокрушается он.
По оценке Приказчикова, после отмены в начале двухтысячных лицензирования в сфере грузовых автоперевозок в этой области возник хаос: "Если бы не это, и в стране оставались бы профессиональные перевозчики, готовые добросовестно работать с документами, они бы объявили, что принимают заказы только на условиях разделения с заказчиками трат за "Платон". Но никто этого не делает, потому что боятся".
В то же время в случае, если бы это произошло, перекладывание затрат неизбежно привело бы к резкому скачку инфляции, поскольку львиная доля заказчиков - ритейлеры. "Так что это очень удобный для власти хаос", - заключил глава ассоциации перевозчиков.