"В Монако" должна быть счастлива даже кошка игрока"
Специальный корреспондент "СЭ" побывал в "Монако" и узнал, как клуб вернулся из небытия в элиту чемпионата Франции.
Игорь РАБИНЕР
из Монако
КАК МОНЕГАСКИ 50 МИЛЛИОНОВ ЕВРО ВЕРНУЛИ
Сейчас для монегасков третье место в Лиге 1 - если не неудача, то точно не триумф: клуб стремится быть как минимум вторым и получать прямую путевку в группу Лиги чемпионов. А всего пять лет "Монако" находился на дне Лиги 2 и со всеми перспективами очутиться в третьем дивизионе.
Как утверждает один из нынешних руководителей бельгиец Филипс Дондт (на всякий случай, директор бельгийской части Euro-2000), клуб был почти мертв. У него не было ни коммерческого департамента, ни маркетинга - по сути, ничего. В Монако сочли, что это позор для маленькой страны, где когда-то начинал свою тренерскую карьеру Арсен Венгер, блистали Юрген Клинсманн, Сонни Андерсон, Тьерри Анри, Давид Трезеге, Фабьен Бартез. И решились на то, чтобы впервые в истории продать контрольный пакет иностранцу.
Прошло пять лет - и вот в 2014-м "Монако" выходит в четвертьфинал Лиги чемпионов, а годом позже устанавливает рекорд мира, продав футболистов на общую сумму в более чем 200 миллионов евро. И при этом ухитрившись остаться на пьедестале французского футбола и лидируя сейчас в своей группе Лиги чемпионов.
Интересно, что у "Монако" есть привилегии благодаря особому налоговому режиму княжества: монегаски и налоговые резиденты, в отличие от организаций и предприятий, не платят подоходный налог. В то время как во Франции он составляет около 50%. Таким образом, чтобы платить одну и ту же сумму игроку на руки, "Монако" нужно тратить вдвое меньше денег, чем французским клубам.
В 2013 году прозвучал ультиматум со стороны французского футбола: или "Монако" переводите штаб-квартиру во Францию, или будете исключены из соревнований. Были очень жесткие переговоры, и стороны сошлись на разовой выплате в 50 миллионов евро - чтобы клубу не нужно было переезжать во Францию.
Тем не менее семь французских клубов подали в суд - им этого оказалось недостаточно. Слушания проводились в 2014 году в Верховном суде Франции. В итоге "Монако" выиграл процесс, и клубу вернули те 50 миллионов, которые уже были выплачены.
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
У "Монако" - особая экономическая модель. Она связана с такими объективными факторами, как, например, ограниченные размеры Монако. В одну сторону в 20 минутах - Италия, где французский футбол мало кого интересует. В другую - столько же до Ниццы, где есть свой клуб. Сзади - горы, спереди - море. Таким образом, весь наш болельщицкий потенциал в совокупности составляет максимум 100 тысяч человек. Так что в процентном соотношении те 9 - 10 тысяч, которые регулярно приходят на матчи - хорошая посещаемость. На главных матчах - с "ПСЖ", в плей-офф Лиги чемпионов - с "Арсеналом" и "Ювентусом" - арена и вовсе заполняется. Но в любом случае, чтобы быть успешными, клуб не может опираться на доходы от стадиона.
Приходится очень хорошо работать на рынке поиска и запуска молодых талантов. Когда приходит время, клуб с ними расстается, и главный тренер Леонарду Жардим к этому готов. Более того, он нацелен именно на то, чтобы, получив в свое распоряжение молодых игроков, развивать их способности. Хотя, конечно, бывают разные периоды. Общий бюджет клуба - около 160 миллионов евро, и поступления от трансферной политики составляют значительную часть. В прошлом году монегаски установили мировой рекорд, выручив порядка 200 миллионов евро, а в этом сосредоточились на том, чтобы сохранить команду и достичь с ней результата.
Академия "Монако" известна на всю Европу, выпустила многих знаменитых игроков. Из недавних ее выходцев - Феррейра-Карраско, забивший за "Атлетико" гол в финале Лиги чемпионов, защитник "ПСЖ" Кюрзава.
Представилась возможность заглянуть в очень маленькие и скромные комнатки учеников академии - их на "Луи II" 28 (еще 25 квартир клуб арендует в соседнем французском Босолее). Номера одноместные, поскольку при проживании вдвоем мальчишки до глубокой ночи рубились бы в Playstation, просто болтали и не давали бы друг другу вовремя заснуть. Вплоть до выпуска из академии им нельзя самовольно покидать ее территорию, причем не только после отбоя в 10 вечера. Хотя в 16 - 17 лет они получают от клуба что-то вроде стипендии в размере 900 - 1000 евро - при том что на еду и проживание им тратиться не нужно (все за счет клуба), и соблазн воспользоваться этими сбережениями по неправильному назначению был бы немал.
Новейшая история "Монако" показывает, что даже со сравнительно скромными возможностями при здравом подходе в европейском футболе можно не только выживать, но и преуспевать. Монегаски, получив желтую карточку от УЕФА за нарушение финансового fair play, мигом перестроились и сменили концепцию.
Санкции, по словам Дондта, были на двух уровнях - спортивные и финансовые. В следующем сезоне в заявку "Монако" мог включить только 22 игрока. Плюс штраф миллион евро, выплачиваемый в течение трех лет. В "Монако" все услышали. Были проданы все лидеры, а Фалькао после возвращения, хоть об этом и не говорится открыто, по моим данным, пошел на довольно существенное снижение зарплаты.
Марсьяля "Монако" купил за 5 миллионов евро, а продал в "МЮ" - за 50, которые в случае бонусов разрастутся аж до 80 (это типично для продаж клуба - один из акцентов делается на заработках от последующих перепродаж). И таких примеров можно привести с десяток. По искусству вовремя расставаться с растущими футболистами монегаски перещеголяли даже "Бенфику" с "Порту". Недаром и тренер у них из Португалии, где привыкли работать на вырост.
А потенциальным спонсорам говорится примерно следующее: если подпишете контракт с "ПСЖ" - вас будет ненавидеть весь Марсель, если с "Марселем" - весь Париж. Мы же - нейтральные, болельщики к нам относятся дружелюбно. И такое же отношение - изнутри клуба и команды. "Даже кошка игрока должна быть счастлива в "Монако", - неплох, согласитесь, один из лозунгов, сформулированных Дондтом.
ФИЗКУЛЬТУРА ЗА 200 ЕВРО
Что такое, если вдуматься, Монако? 8 тысяч коренных жителей. Еще 30 тысяч человек, у которых есть жилье, но постоянно они там не находятся. И плюс еще 40 тысяч, которые в Монако работают, но не живут, каждый вечер уезжая либо в Ниццу, либо в Италию. Как тут наполнить "Луи II"?
Стадион этот, кстати, уникален. Не только оригинальной архитектурой с девятью высоченными полукруглыми арками, создающими узнаваемый образ. Эти арки можно увидеть и из соседнего французского городка Кап д’ Ай, и из французской же горной деревни Ле Тюрби, где в 480 метрах над Монако возвышается клубная база. Вы где-нибудь еще видели, чтобы команда играла в одной стране, а тренировалась в другой?
При желании на горе можно установить подзорную трубу, в которую будут отлично видны тренировочные заготовки Жардима. Один раз второй тренер засек человека с биноклем. Путь с горы только один, и наблюдателя ждали. Тревога оказалась ложной - немецкий турист, болельщик, ему было интересно разузнать детали.
- Земля под строительство стадиона отвоевана у моря, - рассказывает Дондт. - Причем при этом процессе был использован тот самый камень, что был вырезан из горы для в Ле Тюрби для строительства базы! Недавно удалось отрезать у скалы еще 300 квадратных метров, что потребовало инвестиций. Но даже так хватает места лишь на два с половиной поля, в том числе для молодежной команды. В Монако сразу за морем начинаются горы. А у "Челси", например, 32 поля.
А еще уникальность "Луи II" заключается в том, что на его беговых дорожках почти круглый год можете заниматься и... вы. Правда, только если обладаете разрешением на проживание в Монако или еще каким-то подобным официальным документом. В этом случае вам достаточно заплатить за абонемент вполне, согласитесь, умеренную сумму от 200 до 300 евро - и в любой день легендарная арена в вашем распоряжении. За исключением двух дней до календарного матча и одного - после.
Убрать беговые дорожки "Монако" не может - стадион принадлежит княжеству, а то позиционирует арену (единственную в крохотной стране) как многофункциональную. На "Луи II" занимаются дзюдо, гимнастикой, волейболом, баскетболом и плаваниеи.
На арене во время встречи Лиги чемпионов фактически нет кейтеринга - работает только одна точка питания, около которой в перерыве скапливается весь стадион. В клубе это прекрасно знают, но ничего пока сделать не могут: всем этим тоже ведает княжество, а даже на самой арене нет кухонных помещений нужного масштаба. У Альбера II репутация достаточно гламурна (ах какая у него в десяти минутах ходьбы от стадиона коллекция старинных автомобилей!), и трудно себе представить, что решетка при входе в один из VIP-секторов покрыта самой банальной ржавчиной.
Но во время экскурсии по стадиону я видел все это своими глазами.
РЯДОМ С БОЛТОМ
Примерно раз в месяц на "Луи II" тренируется Усэйн Болт, который проводит в Монако немало времени. При нем в таком случае не бывает никакой охраны - только личный тренер. И никого с арены не выгоняют - тут такое не принято.
Нет и ажиотажа со стороны прессы, поскольку Болт о своем появлении на арене Монако никого не предупреждает. Приходит с сумкой, переодевается в той самой домашней раздевалке футбольной команды - и айда на дорожку. А иной раз, подозреваю, и на поле - недаром же он то за "МЮ" собирается сыграть, то за "Боруссию". В "Монако" утверждают, что он изъяснялся в любви и этому клубу...
В окрестностях живут и нередко появляются на стадионе и другие легенды - Федерер, Джокович, Бубка. Чувствуют в этих краях они себя абсолютно спокойно. Тут на знаменитостей глаза никто не выпучивает. И сами они не требуют к себе сверхвнимания, держатся скромно.
Тем не менее, несмотря на всю эту россыпь звезд, стадион откровенно устарел. Корпоративных лож, на которых в идеале нужно зарабатывать 80% выручки (тем более в таком месте, как Монако) - с гулькин нос. На кресла в ложе прессы без слез не взглянешь. Без реконструкции не обойтись.
Суть будущего переустройства - вы только подумайте - сокращение общей вместимости до 12 тысяч. При одновременном резком повышении технического уровня стадиона. И таком уровне комфорта и обслуживания, чтобы множество состоятельных людей, живущих в Монако, захотели проводить время на стадионе. На обычной современной арене число VIP-мест составляет 10%, монегаски же планируют, что у них будет вдвое больше.
ДИЗАЙН ОТ КЕЛЛИ
В Монако ценят традиции. Всем, например, знаком уникальный дизайн домашних футболок команды - не вертикальное, не горизонтальное, а диагональное рассечение на красное и белое.
Как выяснилось, придумала это блистательная Грейс Келли, принцесса Монако и американская актриса, мать Альбера II. И поэтому в клубе раз и навсегда решено: эта форма меняться не будет.
Романтичная история, правда? А вот история, как "Монако" превратилось из призрака во вновь одну из лучших команд чемпионата Франции, - абсолютно реалистичная.