Компании без начальства: Как работает холакратия
В последнее время классическая иерархическая структура управления в компаниях стремительно выходит из моды. 21 век наконец-то смог поставить под сомнение то, что неизменно работало в течение тысячелетий развития человеческой цивилизации. Может быть, благодарить за это стоит поколение миллениалов, которые попросту не хотят, изо дня в день сидеть в скучных офисах под надзором бдительных менеджеров. А может, это стремительный технологический прогресс поставил под сомнение эффективность старой иерархической структуры. Так или иначе, человечество ищет новые решения. Одним из таких экспериментов сегодня является холакратия.
Что такое холакратия
Холакратия (Holacracy) - система управления организацией, в которой иерархия отсутствует как явление. Более того, даже возникновение неформальной иерархии невозможно ввиду жестко обрисованных правил игры. Компания, которая внедрила у себя холакратию, отказывается от использования какой-либо вертикальной структуры. Менеджеров здесь нет. Зато есть роли и четко прописанные полномочия, соответствующие этим ролям. Сотрудник, обладающий теми или иными полномочиями, может по определенным правилам взаимодействовать с другими сотрудниками, формируя гибкие "круги" для решения той или иной актуальной проблемы.
Если такое описание кажется вам запутанным, представьте себе настольную ролевую игру. Что-нибудь в стиле старых добрых Dungeons & Dragons. В игре у вас есть персонаж и толстый свод нерушимых правил, которые определяют то, как ваш персонаж может взаимодействовать с окружающим миром и другими игроками. Персонаж прокачивается и получает новый навык? Значит, вариантов для действия у вас становится больше. Так и в холакратии - если сотрудник получает новый навык, его роль становится шире, как и его полномочия. Руководителей, действительно, нет. Их заменяют те самые правила игры. В случае с холакратией они называются "Конституция". Каждый сотрудник должен знать Конституцию своей компании и неукоснительно ей следовать.
На первый взгляд, здорово, не так ли? Но есть и нюансы.
Тонкости работы холакратии
В каждой партии игры в Dungeons & Dragons всегда присутствует ведущий, называемый "мастером". Этот человек, как правило, готовит и контролирует сюжет игры. Но еще более важная функция мастера - досконально знать внутреннюю механику игрового мира и исправлять ошибки игроков. Ведь, как уже говорилось, правил может быть очень много, и их сложно запомнить, особенно новичку.
В холакратии роль гейм-мастеров выполняют нанятые агенты компании HolacracyOne. Именно ей принадлежит эта "операционная система для компаний".
Да-да, именно так. Холакратия - не естественный продукт рынка. Это - искусственная модель, разработанная и запатентованная еще в 2009 Брайаном Робертсоном. Хотите внедрить у себя в компании официальную версию холакратии - платите деньги за использование модели и помощь консультантов, которые буквально каждому из сотрудников будут объяснять правила вашей новой ролевой игры.
Вы, конечно, вольны попробовать внедрить в своей компании собственную холакратию без чужих подсказок и наставлений. Но, как вы понимаете, сделать все правильно может быть довольно трудно. Как правило, при попытке собственных экспериментов компании приходят не к холакратии, а к обычной "горизонтальной модели".
Горизонтальная модель VS Холакратия VS Традиционный менеджмент
Горизонтальная модель - то, с чем, однозначно, нельзя путать холакратию. Но именно эту ошибку постоянно допускают те, кто особо не разбирается в терминологии. Представьте себе компанию, которая решила отказаться от вертикальной иерархии, но при этом не устраивать никаких запутанных ролевых игр с полномочиями и четкими правилами. Это и будет горизонтальная модель.
Отличие холакратии от горизонтальной модели и традиционного менеджмента отлично демонстрирует диаграмма, приведенная в блоге HolacracyOne одним из партнеров этой компании:
Отличным примером компании с горизонтальной моделью можно считать Valve, о которой мы уже писали ранее. Эту успешную компанию во главе с великим и ужасным Гейбом Ньюэллом считают едва ли не одной из самых анархический в мире, при этом ее стоимость измеряется миллиардами. Менеджеров здесь нет, важные решения, включая решения о найме новых людей, принимаются сообща, а разработчики сами могут решать, какую игру им разрабатывать. Похожим образом поначалу работают очень многие технологические стартапы. Правда, в отличие от Valve, они, в конце концов, сталкиваются с необходимостью как-то упорядочить свою деятельность и скатываются к банальному вертикальному менеджменту. Недостатком горизонтальной модели также можно считать то, что внутри коллектива все равно неизбежно возникает некая неформальная иерархия - к этому человек предрасположен на биологическом уровне.
Примерами успешных компаний с горизонтальной моделью, помимо Valve, являются Github или Spotify. Обратите внимание, у этих много общего. Они представляют собой, своего рода, нишевые проекты, состоящие из увлеченных и творческих единомышленников. Valve делают игры, Spotify - музыкальный сервис, Github - платформу для программистов. В общем, то, что подойдет команде творческих специалистов, вряд ли подойдет интернет-магазину.
Холакратия, как модель, более универсальна. Именно благодаря четко прописанным правилам ее можно пробовать внедрять в компании любой направленности. Доказательством тому может служить факт, что еще прошлой весной холакратию у себя внедрил один из крупнейших американских ритейлеров Zappos. Как утверждают аналитики, внутренняя эффективность компании от этого реально возросла.
Холакратия и будущее
Не так давно Брайан Робертсон, создатель идеи холакратии, представил четвертую редакцию универсальной "Конституции". По его словам, система доведена практически до совершенства. Так это или нет, покажет время. Вполне возможно, уже завтра на место холакратии придет нечто более интересное. Но, на наш взгляд, более важен сам факт того, что человечество наконец-то готово к смелым экспериментам с, казалось бы, нерушимыми и устоявшимися вещами. Именно благодаря таким экспериментами совершается прогресс.