Что нужно знать о Линде Лоппе, главном fashion-наставнике европейских модников
Главный fashion-наставник европейских модников Линда Лоппа воспитала звездное поколение бельгийских дизайнеров, творческий тандем братьев Гвасалия и занимается развитием модного образования в Италии. С ней поговорила Татьяна Соловей.
Все вжимались в стену, когда она шла по коридору академии. Ее любили и боялись" - так дизайнер Вальтер ван Бейрендонк, своим грозным видом напоминающий Рауля Синюю Бороду, вспоминает свою наставницу - 60-летнюю резкую и тонкую, как струна, Линду Лоппу. За то, что появилось выражение "бельгийская мода", стоит благодарить именно эту даму с итальянскими корнями, одну из 500 самых влиятельных людей в мире моды по версии BoF. За 25 лет работы деканом факультета моды Королевской академии изящных искусств в Антверпене Линда очень преуспела. Она воспитала "антверпенскую шестерку", Рафа Симонса и Мартина Марджелу. Сделала из академии настоящую кузницу творческих кадров в моде. Основала Flanders Fashion Institute, который налаживает связи между дизайнерами, производителями и ретейлерами, и восемь лет руководила MoMu - главным музеем моды в стране.
"Студенты приходят к нам в 18 лет и выпускаются в 22. За это время они сильно меняются, после многообещающего начала могут забросить учебу и работу. Поэтому важно направлять их твердой рукой, - объясняет свою позицию Линда Лоппа. - Шестерых бельгийских дизайнеров, которые прославились на весь мир, поддерживала государственная программа развития индустрии в стране. Но не стоит забывать, что они приложили максимум усилий, чтобы стать теми, кем стали".
У Линды Лоппы репутация леди со стальным характером. Дочь потомственного портного мечтала об архитектуре или предметном дизайне, но все равно отучилась на факультете моды в родной академии. Студенческие годы Линды пришлись на 1960-е, какое-то время она провела на баррикадах в Париже - и с тех пор не изменяет привычке быть "бунтарем в системе". По окончании академии Линда занялась fashion-ретейлом. В свой бутик Loppa в начале 80-х она привозила малопонятных чужестранцев - начинающих итальянцев Gianni Versace и Dolce&Gabbana, французов Claude Montana и любимого Jean Paul Gaultier - в его вещи она одевалась с ног до головы. В сад на заднем дворе магазина набивались любопытные студенты, с которыми будущий преподаватель говорила о моде. "Советовать - не значит предлагать решение. Решение дизайнер должен найти сам - с помощью правильных людей вокруг и своевременных советов" - залогом успеха в преподавании Линда всегда считала верно выстроенную коммуникацию.
том моды и дизайна Polimoda - и вывела его в десятку лучших образовательных институций. В 2016-м под Линду создали новую стратегическую платформу, которая будет налаживать международные связи института. Для этого ей пришлось переехать в Париж: "Мода здесь существует в том виде, в каком должна быть, - комбинация креатива и коммерческого успеха. Париж фокусируется на этике и эстетике, давая простор разным генерациям и стилям".
"Мир постоянно переворачивается с ног на голову. Кажется, что сделать его лучше в данный момент практически невозможно, - считает Линда.- К примеру, быстрая мода - вторая по вредности индустрия в мире, но потребителям нужна скорость - наивно этого не понимать. Стать успешным дизайнером можно, лишь обладая амбициями, - иногда в ущерб личным интересам". Линда Лоппа полагает, что образовательная система быстрее всех должна приспосабливаться к переменам в мире моды, - и поэтому устроила этим летом студентам последнего курса магистратуры "Бизнес роскоши" сессию вопросов и ответов с выпускником этого же факультета Гурамом Гвасалией - гением коммерции, который стоит за новой модной волной под предводительством Vetements.
Линда Лоппа - одна из тех редких женщин, чьи карьерные заслуги можно увидеть буквально - в ее гардеробе. Он состоит из одежды ее талантливых выпускников: много вещей Maison Martin Margiela и Ann Demeulemeester. После зимнего показа Balenciaga она сказала, что теперь понимает, во что могут одеваться современные взрослые женщины. "Мода ведь не только об одежде. Она - о создании вещей, которые могут удивлять, - говорит главный модный наставник. - Есть несоответствие между тем, как мы хотим одеваться, и тем, что есть в магазинах. Лично я люблю вещи хорошего качества, из добротной ткани, с правильным кроем, без вульгарности или вычурности - такие, которые формируют силуэт и стиль. И в этом я не одинока. Но сейчас я вижу все больше одежды, которая не сидит или сложна ради сложности. Просто делать одежду - этого всегда было недостаточно. Создавайте, а не выдумывайте".