Компьютерные игры против деменции
Похоже на состязание геймеров. От обычной игровой сессии есть лишь отличие - в момент одного из эпизодов происходит сбор данных. Речь идет о том, как функционирует тот или иной отдел головного мозга во время игры. Сегодня, с момента запуска игры несколько месяцев назад, собран колоссальный массив информации. В общей сложности пользователи провели в этом виртуальном состязании более 63 лет, если суммировать потраченное ими время.
Предметом интереса стали недуги, связанные с деменцией. Это разработка специалистов, работающих в одной из исследовательских лабораторий столицы Британии.
Хьюго Спайрз, нейрофизиолог: "Прежде всего тут важно, что требуется принять решение о направлении движения. Нужно и уметь прицеливаться. Тут требуется быть быстрым в момент принятия этих решений. И очень важна точность всех движений. То есть те качества, которые в связи с наступлением такого рода заболеваний, постепенно утрачиваются. Чем старше человек становится, тем больше сложностей в том, чтобы исполнить все указанные в игре задачи, справиться с ними с точностью. Возраст играет очень важную роль в том, как именно и с какой скоростью тот или иной игрок достигает поставленной цели".
Деменцию на ранних стадиях болезни порой сложно диагностировать, и ее практически невозможно ни предупредить, ни лечить. Вплоть до настоящего времени существует лишь поддерживающая терапия. Но ученые, тем не менее, полагают, что и та, и иная цель могут быть достигнуты, потому что прогресс в изучении деятельности головного мозга и фармацевтика развиваются семимильными шагами. Игра для них - не только метод диагностики, но и средство для проверки состояния тех, кто начинает жаловаться на провалы в памяти.
Хьюго Спайрз, нейрофизиолог: "Это на самом деле станет рутиной - наряду с проверкой зрения и состояния, к примеру, полости рта и зубов, можно будет проводить и тестирование с помощью компьютерных игр. Тем более, что к тому моменту у нас будет достаточная по объему статистическая база, чтобы сразу же увидеть возможные отклонения. Более того, мы сможем и сравнивать показатели, если такого рода проверки станут частью клинического протокола предупреждения подобных тяжелых недугов".
По мнению сотрудников, работающих над изучением болезни Альцгеймера, два с лишними миллиона человек - это самое масштабное исследование, которое пока было предпринято в рамках исследования причин и симптомов старческой деменции.
По словам руководителя "ALZHEIMER'S RESEARCH" Хилари Эванс, "если идти традиционным путем лабораторных опросов и сбора сведений, на это пришлось бы потратить несколько сотен лет, чтобы собрать аналогичный объем данных. Нужно отметить, что данное исследование имеет прикладной характер, потому что одна из его целей - подготовка лекарственного препарата, одного или нескольких, который бы помог справиться с этим заболеванием".
Ученые, которые проводили исследование, настаивают на том, что пока их труд носит строго исследовательский характер, и он - всего лишь фрагмент большой общей работы, которая велась и ведется специалистами.
Хьюго Спайрз, нейрофизиолог: "Врачам, разумеется, требуется гораздо больший по объему массив данных. Тут мы заостряем внимание на довольно ограниченной симптоматике, которая связана со скоростью реакций и свойствами памяти. Но я не могу отрицать, что полученные сведения и для нас, и для клиницистов, имеют существенное значение".
Наиболее репрезентативное исследование такого рода, которое проводилось до этого, включало в себя 600 опрошенных. Участников же видеоигры и пользователей было почти два с половиной миллиона человек.