Украинский бесценок: додавит ли ЕС Киев в вопросе моратория на экспорт леса
После длительного застоя украинская деревообрабатывающая отрасль благодаря введению моратория на экспорт леса-кругляка по-настоящему воспряла. Однако Европейский Евросоюз и Всемирная торговая организация все сильнее давят на власть, перейдя от намеков к откровенному шантажу.
О том, будет ли снят мораторий, пишет UBR.ua.
30 ноября профильный комитет ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства высказался против отмены моратория. То есть с высокой долей вероятности можно предположить, что до 1 января 2017 года, когда вступает в силу полный запрет (пока можно вывозить сосновые бревна), ничего не изменится.
Почему депутаты против
Основная причина введения моратория - непрозрачные принципы распределения лесных ресурсов лесхозами. Предпочтение отдавалось иностранным покупателям (платившим валютой), а украинские производители обеспечивались сырьем по остаточному принципу.
В результате в последние годы (до введения моратория) инвестиции в деревообработку почти не шли, и отрасль постепенно приходила в упадок. Поэтому с 1 ноября 2015 года был введен запрет на экспорт лесоматериалов древесных пород (кроме сосны).
Любые попытки отменить мораторий воспринимаются многими депутатами как желание скупить за бесценок остатки украинских лесов, чтобы обеспечить работой предприятия в ЕС.
"Мы не дадим загубить наш лес. Это уже вопрос выживания не только лесной, а и всей украинской промышленности, международного сотрудничества и благосостояния украинского общества", - заявил глава комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк.
В доказательство полезности введения моратория он привел несколько цифр. Объем реализации промышленной продукции за 9 месяцев 2016 года в сравнении с тем же периодом 2015-го сократился на 4% в долларовом эквиваленте. При этом деревообработка продемонстрировала рост на 16%, мебельная промышленность - на 15%, а бумажная - на 5%.
"Эти отрасли с введением моратория начали расти, несмотря на "проседание" промышленности в целом", - говорит Виктор Галасюк.
Аналогичная картина наблюдается и с экспортом: на фоне общего падения на 9% в валюте, экспорт обработанных лесоматериалов вырос на 11%, что принесло дополнительно $30 млн валютной выручки. При этом ввоз станков для обработки дерева вырос почти втрое - до $69,1 миллионов.
Кроме сохранения производства и рабочих мест, это привело и к росту бюджетных налоговых поступлений на 17%, до $89 млн. Тогда как за девять месяцев 2015 года этот показатель сократился на 22% к аналогичному периоду 2014 года, до $76 миллионов.
Тем не менее, по словам самих деревообработчиков, на рынке сохраняется дефицит сырья из-за существования контрабанды леса и отсутствия контроля со стороны государства на внутреннем рынке.
"На рынке существует дефицит сырья примерно на уровне 30-40%. Если бы навели порядок на внутреннем рынке, то при производстве мебели можно было бы получить в 40 раз больше денег, чем при экспорте леса", - считает президент Ассоциации мебельных, деревообрабатывающих предприятий и организаций "Мебельдеревпром" Сергей Сагаль.
Производители жалуются не только на дефицит сырья, но и порядок формирования цены на него, а также неравные условия конкуренции с теми, кто работает на нелегальном сырье (оно вдвое дешевле, чем купленное на аукционе).
Проблема контрабанды
За девять месяцев действия моратория экспорт леса-кругляка сократился на 600 тыс. тонн (на 30%), до 1,4 млн тонн. Однако за тот же период на 200 тыс. тонн (на 12%), вырос экспорт дров. Эта цифра, по мнению Виктора Галасюка, вероятно, отражает объемы роста контрабанды леса-кругляка.
Увеличение незаконной вырубки лесов в правительстве считают прямым следствием действия моратория. Мол, невозможность законно вывезти лес провоцирует не только вывозить его под видом дров, но и рубить на продажу без ограничений.
Деревообработчики справедливо считают, что борьба с незаконными рубками и контрабандой - прямая обязанность государства, независимо от того, есть мораторий или нет.
"Фактически правительство говорит: дайте нам воровать дальше. Пока коррупция в этой сфере не преодолена и на рынке древесины не наведен порядок, мораторий отменять нельзя", - отметил народный депутат, секретарь комитета ВР по вопросам экологической политики Остап Еднак.
Поэтому депутаты настроены решительно против отмены моратория, что ранее вынуждена была признать замглавы фракции БПП в Верховной Раде, член комитета по налоговой и таможенной политике Оксана Продан. По ее словам, мораторий, скорее всего, будет продлен.
В качестве возможной альтернативы прямому запрету замглавы комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Борислав Розенблат считает возможным введение экспортной пошлины на уровне 50 евро за кубометр необработанной древесины. По аналогии с тем, как это было сделано в свое время при экспорте подсолнечника.
"В результате сейчас Украина занимает первое место в мире по экспорту продукта переработки подсолнечника - подсолнечного масла", - заметил Виктор Галасюк.
Он считает мораторий легитимным и отвечающим всем договоренностям, поскольку он носит временный характер и не является дискриминационным. По его словам, Украина не должна бояться споров в ВТО, так как нарушение еще не установлено, а на все процедуры и разбирательства уйдет от 3 до 5 лет.