За последнюю неделю на пожарах в области погибло 10 человек
В прямом эфире программы 51 канала «Вечерняя мясорубка» побывал и. о. заместителя начальника Главного управления реагирования на чрезвычайные ситуации в Днепропетровской области полковник службы гражданской защиты Руслан Мураль. Он рассказал ведущим Сергею Шишкину и Ольге Палий о человеческом факторе ЧС, о том, как служба взаимодействует с местной властью, когда у службы спасения появятся волонтеры, и почему в Днепре не было слышно сирену, оповещающую о чрезвычайных ситуациях.
- Снег, наледь, морозы - все сопутствующие аттракционы: в Днепр пришла зима. И сегодня наш гость - и. о. заместителя начальника Главного управления реагирования на чрезвычайные ситуации в Днепропетровской области - полковник службы гражданской защиты Руслан Мураль. Добрый вечер!
Руслан Мураль: Добрый!
- Зима и МЧС, Будет ли больше пожаров? Какова нынче статистика? Как люди греются, не мерзнут ли?
Руслан Мураль: В принципе, количество пожаров прогнозируемо. По области с начала года зарегистрировали 9208 пожаров. За последний месяц среднестатистические данные таковы: есть рост - до 112 за неделю.
- А сколько в среднем в день пожаров происходит?
Руслан Мураль: Это привязано больше к сезонам и состоянию экосистемы. Зимой - похолодание, пожаров больше в жилье, в помещениях. Основная причина - нарушение правил пожарной безопасности при использовании печного отопления или самодельных отопительных приборов. Еще одна банальная причина - человеческий фактор. Устанавливают отопительные приборы рядом с горюче-смазочными материалами. Плюс - злоупотребление алкоголем и курение в нетрезвом состоянии.
- Зимой горит все, что греет, правильно?
Руслан Мураль: Конечно.
- А сколько времени расчет едет к месту возгорания?
Руслан Мураль: Нормативы для города - 10 минут: плюс-минус 5 минут. Для сельской местности - 20 минут: плюс-минус 5 минут. Но этот норматив усреднен и не учитывает расстояние пожарного подразделения до места происшествия. Скажем, село Лошкаревка находится от центральной пожарной части в Никопольском районе на расстоянии 75 км. Сами понимаете, сколько надо времени зимой, чтобы по проселочной дороге добраться до места пожара.
- Для скорой помощи создали электронную систему. И ближайший экипаж направляют по вызову, даже если он из другого района. Там машины не всегда на базу направляются, они всегда в движении. У вас есть подобное?
Руслан Мураль: Наша система реагирования предусматривает многоуровневое управление. С одного пожара, если не хватает техники, можем перебрасывать ее на другой.
GPS-навигация есть на ваших машинах?
Руслан Мураль: Да наблюдаем за техникой в онлайн режиме.
- Какая причина пожара вас удивила в последнее время - из-за воды, например?
Руслан Мураль: Я служу давно - начинал еще в пожарной охране тех лет, удивить меня чем-то нельзя. Больше не удивляют причины, а настораживают последствия. С опытом нервная система грубеет, конечно, хладнокровнее относишься к последствиям. Тем не менее все равно после серьезных пожаров с множеством жертв душу щемит - особенно когда страдают или погибают детки.
- Сколько в среднем гибнет людей в месяц на пожарах?
Руслан Мураль: Из названных 112 за последнюю неделю - 10 погибших, в том числе двое детей. С начала года на пожарах погиб 151 человек. Статистика сама за себя говорит. Серьезность вопроса осознается только тогда, когда узнаешь статистику. А на причины многие не особо обращают внимание, пока они сами не становятся свидетелями такого пожара. Ведь 150 человек - это много, при этом каждая жизнь человека - бесценна.
- Много разговоров о волонтерской программе, неких дружинниках, которые будут вам помогать, говорят даже о целой программе в данной сфере. Что-то получилось в итоге?
Руслан Мураль: Пока рано говорить, что получилось. Работа только начинается. В рамках децентрализации идет реформа госслужбы по чрезвычайным ситуациям. В сельских районах всего по одному подразделению. Чтобы обеспечить пожарную безопасность по европейскому образцу, было предложено местным громадам создавать свои - то ли центры безопасности, то ли местные пожарные команды - содержали их, реагировали на вызовы, сокращая число жертв и сохраняя жизни людей.
Сейчас идет работа по подготовке нормативной, законодательной базы для этого. Слово «волонтер» подразумевает добровольную основу без оплаты. Может быть, в законе заложат какие-то преференции в виде бесплатной страховки или других поощрений для волонтеров. Создана группа из наших коллег, работающая с местными органами власти, главами громад. Предлагаем, помогаем, подсказываем, как лучше обеспечить пожарную безопасность в населенных пунктах.
- А сами волонтеры что будут делать? Где они будут базироваться, учиться?
Руслан Мураль: Мы на стадии формирования в данном направлении. И, к слову, наша область является пилотной. В трех вновь созданных громадах уже рассматривается вопрос строительства здания для пожарной команды, финансирования. Решен вопрос по подготовке добровольцев. Местные пожарные команды будут профессионалами, содержать их будут местные же громады. Ну а добровольцы - это помощь, усиление на определенном этапе, как в любой европейской стране.
- Сколько у вас бойцов в области?
Руслан Мураль: Штат по области - около 4 тысяч человек.
- Это и те, кто пожары тушит, и те, кто рыбаков на льду спасает, и авто разрезают после ДТП?
Руслан Мураль: Да.
- А сколько из них в Днепре?
Руслан Мураль: Порядка двухсот.
- А сколько еще будет добровольцев, профессионалов - из тех же муниципальных, кроме этих двухсот человек? И что с нагрузкой - хватает ли персонала?
Руслан Мураль: Нагрузка большая. А насчет «хватает ли, не хватает»... Мы государственная служба, и обязаны предпринять все необходимые меры, чтобы всего хватало.
- Нет, ну есть законы физики: один человек не может быть в двух местах одновременно.
Руслан Мураль: Есть ряд документов, предусматривающий привлечение людей по схеме из других городов - при определенных чрезвычайных ситуациях или пожарах. Мы можем сами себя усилить - вплоть до того, что возьмем помощь в соседней области - например, для тушения крупных лесных пожаров. Тем не менее сказать о конкретном числе необходимых волонтеров пока нельзя - вопрос остается открытым. Но мы надеемся, что они помогут нам больше оказывать помощи людям.
В первую очередь надо спасти человека во время пожара. А потом уже, исходя из возможности и наличия людей и техники, оказывать другую помощь.
- А когда вас просят снять кошку с дерева, а вы заняты пожаром...
Руслан Мураль: И в этих вопросах тоже.
- Какая зарплата у личного состава?
Руслан Мураль: Средняя по области у бойцов - 3,6 тыс. грн. Это денежное содержание, как в любой другой силовой структуре.
- Это с выслугой лет?
Руслан Мураль: Да, в среднем.
- То есть очередь желающих служить у вас не стоит. Какой средний возраст сотрудников?
Руслан Мураль: Нельзя сказать, что у нас некомплект или о том, что мы на 100 процентов укомплектованы сотрудниками. Есть выслуга лет. Одни приходят, другие уходят. И в среднем 5 процентов некомплекта для пожарной части - это норма.
А за один день пожарного не подготовишь. Минимум надо 3 месяца для первого дежурства. Потом - еще месяц дежурств с наставником. Не все просто в нашей службе и тех ситуациях, на которые мы выезжаем.
- Такое же обучение пройдут волонтеры?
Руслан Мураль: Да, на нашей базе это возможно, есть учебный центр, курсы подготовки для работы на первичном уровне, оказания первой помощи, не связанном с большим риском для жизни.
- А техники вам хватает?
Руслан Мураль: Достаточно. Но парк морально и технически устарел. Автомобили имеют по 20-30 лет срока эксплуатации.
- У вас волшебники работают?
Руслан Мураль: Люди добросовестные, и водители в том числе. За техникой следят, и вы сами выдели, что на пожары она выезжает.
Поступает и новая техника. В этом году мы получили пожарный автомобиль «МAN» - в центральную городскую часть. На следующий год планируется предоставить еще 4 единицы. Потихоньку идет обновление, хотя хотелось, чтобы побыстрее.
Финансирование из госбюджета. Но есть еще рычаги, программы, по которым местные органы власти могут не финансово помогать, а закупать для нас технику, оборудование, имущество - форму или топливо, и помогать нашим подразделениям.
- Городская власть обещает купить вам много какой-то техники и какую-то там необычайно большую лестницу, которой нет в Днепре.
Руслан Мураль: Есть такое.
- Вроде миллион гривен собрались потратить на какую-то машину, которая легко достает до верхних окон многоэтажек...
Руслан Мураль: Наверное, не гривен, а долларов. Да, в Днепропетровске - плотная застройка, много высотных зданий, а наша техника предназначена для 30-метровых домов. Поэтому нужна автолестница - 50-60 м, чтобы оперативно добраться в случае пожара на верхних этажах. Поэтому мэр принял решение помочь нашей службе, выделить деньги не только на технику. В этом году уже выделили субвенций на 5,5 млн грн - в основном на закупку спецодежды и оборудования для пожарных. На следующий год планируют о же самое сделать. Рассматривается и вопрос о закупке техники.
- То есть горсовет вам дает деньги, а вы сами решаете, куда их потратить?
Руслан Мураль: Нет, мы можем брать деньги только из госбюджета.
- Горсовет купил и передал вам?
Руслан Мураль: Пока еще не могу сказать, что передал. Но на 5,5 млн грн купили - в этом году передадут. По поводу лестницы вопрос еще решается.
- Вы составляете им техзадание, да?
Руслан Мураль: Пишем о том, какие требования предъявляются к боевой, спасательной и пожарной одежде. Форма довольно дорогая, и по европейским нормам изготовлена. С оборудованием то же самое: достаточно современное.
- А то, что купили, вы видели - оно подходит?
Руслан Мураль: Конечно, мы же это заказывали. Мы попросили определенные характеристики, чтобы влагостойкая форма была, не протекала, выдерживала определенную температуру. Там много нюансов - молнии, заклепки, липучки. Там есть определенные стандарты и требования, чтобы форма выдерживала в боевой работе и при высоких температурах на пожарах. И зимой - то же самое. Думаю, все 200 бойцов получат обновки до нового года.
- А в других городах такое же положение?
Руслан Мураль: Система такая же. Каждый орган власти на местном уровне имеет такие же программы по закупке и передаче имущества. Основная сумма там - это на выделение топлива. В связи со статистикой по выездам, его много используется. С начала года, помимо пожаров, у нас было 13 700 оперативных выездов. Это объемный показатель, требующий и человеческих, и технических ресурсов.
- А спасательная авиация у нас есть, как у буржуев?
Руслан Мураль: В области нет. Есть в системе прямого подчинения в Нежине, Черниговской области. Там авиабаза ГСЧС. Наша авиация оказывала помощь во время тушения недавних лесных пожаров в Израиле в районе города Хайфа. Самолет АН-32-П способен взять 8 т воды и сбросить ее на самых низких высотах во время крупных лесных пожаров.
- В 2012 году в Ялте был пожар, тушили с вертолета. Это их техника или из Нежина?
Руслан Мураль: В Нежине - база, но в пожароопасный сезон технику, в том числе приписанные к аэродрому в Нежине вертолеты, направляют на аэродромы в тех районах, где больше всего лесов.
- А у нас летом дежурили?
Руслан Мураль: Большей частью у нас дежурство перекрывают в Харькове, там базируется авиация. Плюс - наши внутренние военные вертолеты - это Ми-8, которые от пожарных фактически ничем не отличаются. Есть просто модернизированная модификация МТ, которая может нести заборные устройства - такие корзины - для сброса и забора воды из любого водоема. Такие вертолеты есть и в Харькове базировались в пожароопасный период. Мы часто привлекаем их для учебных полетов, наблюдения за ситуацией в области.
- Вернемся к зиме. Речки встали. Рыбаки пойдут развлекаться, и с ними будут разные беды. Есть ли какие-то лодки, как будете людей спасать?
Руслан Мураль: Есть специфические наши подразделения. Вы сами видели: мы и пилим, и спасаем. Есть аварийно-спасательная часть на водных объектах - базируется на Монастырском острове. В наличие специальный грузо-спасательный аварийный автомобиль для перевозки водолазов, если надо подъехать к ставку или другой речке. Есть катер на воздушной подушке «Марс-700». Он едет и по льду, и по воде, и по камышу, и по земле. Его можно перевозить на прицепе.
Летом используем простые резиновые или специализированные лодки. А зимой - катер на воздушной подушке - для безопасности личного состава. Плюс - не надо переживать, что при спасении человека сломается лед.
- Недавно тестировали сигнальную сирену. Люди жаловались, что ее было неважно слышно. Это увязано со СМИ как-то?
Руслан Мураль: Это не совсем наша парафия. Потому как централизованная система оповещения в области возлагается на органы власти. Мы первично располагаем информацией о возникновении чрезвычайных ситуаций, знаем их масштабы и рекомендуем властям ряд мероприятий, в том числе и по поводу эвакуации, которая на первичном этапе начинается с сирены - она предназначена для максимального привлечения внимания людей. После этого идут другие процедуры. Все руководители предприятий проходили курсы гражданской обороны, они знают, что делать.
Надо понимать и тем, кто отдыхает после работы, что после звука сирены надо включить телевизор или радио, где будут даны необходимые инструкции. Виды чрезвычайных ситуаций разные, в том числе связанные с военными действиями. При одних - надо, например, спуститься в подвал или в бомбоубежище.
- Но в этот раз, говорят, те, кто услышал сирену, включил ТВ, а там - ничего. Почему не сказали, что это была учебная тревога?
Руслан Мураль: На самом деле - это не столько для населения, сколько для проверки самой системы. Она действительно устарела и требует модернизации. В этом вопросе значительную работу проводит город Днепропетровск, как флагман центральный. В этом году 1,2 млн грн выделили на модернизацию. Но надо учитывать, что система была смонтирована в советские времена, она охватывает старую часть города. А на Тополях, Левобережном, Красном Камне плохо слышно - это факт.
- Мы и в центре не слышали вообще.
Руслан Мураль: И я в центре был: слабо, но слышал. Но есть и объективные примеры несрабатывания сирен, связанные с кражами кабелей. Потому и проводят проверку системы.
- И в заключение - наша постоянная рубрика «Минута славы». Ваше обращение ко всем жителям Днепропетровщины?
Руслан Мураль: Наступают праздничные, радостные дни. Хочу пожелать, чтобы у всех они прошли хорошо и без эксцессов. А для этого, прежде всего, не забывайте об элементарных мерах безопасности. И, учитывая наш прогноз - то снег, то дождь, то мороз ночью - хотел бы обратиться к автомобилистам: если есть возможность, воздержитесь от поездок. А надо ехать - осознавайте технические возможности своего автомобиля и соблюдайте скоростной режим. Это и вас обезопасит, и даст возможность нашей службе оказывать помощь тем людям, которым она действительно необходима.
-... а не вытягивать вас из кюветов. Спасибо вам большое!
Руслан Мураль: И вам спасибо!