Во второй волне е-декларирования об имуществе отчитаются миллион госслужащих
Генеральная прокуратура нашла нарушения в полусотне депутатских э-деклараций. Кое-кто из слуг народа был не достаточно пунктуален и не вовремя подал декларации, кое-кто - не достаточно честен и указал не все свое добро. За это нарушителям должны выписать штраф аж 1700 гривен и конфисковать имущество. Все материалы Генпрокуратура отослала в НАПК.
А там - работы - непаханое поле. Нужно проверить декларации первого этапа. Это - ни много, ни мало - 130 тысяч документов! А через несколько недель пойдет лавина новых деклараций. Ведь с нового года круг декларантов значительно расширят.
Кто в него войдет? И кому уже сейчас стоит волноваться - Павлина Василенко знает.
Роскошно жить не запретишь! В этом украинцы убедились в ноябре, когда ахнули, увидев электронные декларации слуг народа. В банках и под матрацами четыре сотни законотворцев прятали 12 миллиардов гривен! А к этому за депутатской душой были дорогие часы, оружие, картины, автомобили и даже святые мощи! Украинские политики, которые шокировали мир своим добром, заполнили 100 тысяч деклараций. Дальше - больше!
С января по апрель - вторая волна честности. О доходах за 2016 будут отчитываться топ-чиновники повторно, и впервые - те, кто рангом ниже - мелкие госслужащие и руководители государственных и коммунальных предприятий. Директора школ и детсадов, главврачи и начальники цехов. Ожидают, что эта волна перерастет в девятый вал. Декларантов будет до миллиона!
Дом, флигель и два земельных участка - вот и вся "недвижимость" директора одной из сельских школ в Кировоградской области. Руководит Сергей Бойчук вот уже 11 лет. Из "ценного" имущества "ласточка" - она же 17-летний "Опель". Брали за 70 тысяч гривен еще когда доллар был по 8.
"Были времена, когда зарплата директора школы была около 500 долларов".
В доме на стенах - обычные иконы и картины малоизвестных художников. Сергей Якимович шутит: может, в будущем и потянут полотна на 100 минимальных зарплат и место в декларации, вдруг художник станет модным.
Нет в закромах ни элитного вина, ни дорогих шуб у жены, ни золота-бриллиантов, ни налички под матрацем. Да и интернета нет. В Богдановке с ним перебои. Но показать все нажитое Сергей Бойчук - готов, но - есть ли смысл?
"Как увидел, услышал эти декларации наших чиновников немного, а не чуть-чуть - был хороший шок! А то, что будут декларироваться, если можно меня назвать чиновником, второй волны, я считаю, что это лишние хлопоты для государства и для этих людей, которые будут подавать эту декларацию", - говорит директор Богдановской школы №1 Сергей Бойчук.
Но проверять сельских директоров, может, и лишние хлопоты. Иное дело - ректоры ВУЗов. Они не раз попадали в коррупционные скандалы. Еще на слуху история неуловимого Петра Мельника из Ирпенской Налоговой академии.
А этим летом НАБУ и СБУ поймали и. о. ректора Национального Авиационного университета. Владимира Харченко обвиняют в вымогательстве 5 миллионов гривен за должность в "его" ВУЗе.
"Я умею зарабатывать деньги".
Но рассчитывать на громкие задержания декларантов еще рано, - говорят эксперты. Нацагентство по противодействию коррупции толком-то и проверить задекларированное не может. Доступ есть не ко всем базам, штат - недоукомплектован, а главное - нет системы автоматической проверки.
"Если нет системы, это невозможно. Такой объем информации проверить без системы риск-индикаторов невозможно, просто невозможно", - уверяет исполнительный директор Transparency International Ukraine Ярослав Юрчишин.
Проверяют буквально вручную, и на одну декларацию уходят сутки. Получается, что из зарегистрированных в системе 100 тысяч документов на каждого из 50 сотрудников отдела контроля приходится по 2000. Если и дальше сверять вручную, то на это уйдет 5 с половиной лет! И это если не спать. А что же будет, когда начнется вторая волна?
"Вторая волна проще, потому что в действительности там людям не очень есть что прятать. Нас, как антикоррупционную организацию, вторая волна интересует меньше, кроме того, что люди, которые в первой волне подали первую декларацию, во второй подадут другую. Это так, это интересно, потому что интересно, куда денутся просто эти шкафы наличных", - говорит исполнительный директор Transparency international Ukraine Ярослав Юрчишин.
"Это попытка на самом деле переключить наше внимание по отсутствию механизмов борьбы с топ-коррупцией на более широкие вещи и тем самым заблокировать реальную борьбу с топ-коррупцией.
Я думаю, у нас будет попытка показательной борьбы с коррупцией на примере людей, которые не защищены статусом и большим имуществом. Потому что гораздо легче поймать какого-то директора и сказать: ага, в прошлом году вы вот не задекларировали какой-нибудь автомобиль и сделать из этого скандал", - считает политолог Алексей Якубин.
Что вокруг него может разгореться скандал, Андрей Семиволос понятия не имел. О том, что как главврач он должен с нового года подавать декларацию, узнал от нас. Пока у него - ни ключей доступа к электронной системе, ни разъяснений от Минздрава или столичного меддепартамента.
"Лично я не нашел таких сведений, что главный врач или его заместители должны составить в электронном виде декларацию. Поэтому разъяснения должны быть обоснованными и толкование достаточно простым, чтобы не было спекуляций со стороны одних или других", - говорит главврач Киевского городского детского диагностического центра Doktor Composition Андрей Семиволос.
Неясность закона - кому именно заполнять декларации - может сыграть злую шутку, говорят юристы. Разъяснить - как и кому это делать - должно было НАПК. Но пока не спешит.
"Это, конечно, может привести к определенному хаосу. Это недовольство людей сельских или обычных врачей. Это будут пытаться использовать для изменений в законах, для уменьшения информации, которая должна быть публичной, которую надо декларировать именно для чиновников под шумок как у нас в стране все это делается", - говорит юрист Центра противодействия коррупции Елена Щербан.
Это для министров тренинги в Кабмине устраивали. А для обычных граждан - заполнение э-деклараций - их собственные проблемы.