Как нас разочаровал Андрей Маслов
Эти декабрьские дни афиши Культурно-информационного центра настойчиво зазывали зрителя на обновленный спектакль « Чехов курит» по мотивам пьесы знаменитого драматурга. Предшествовали премьере различного рода слухи, толки, кривотолки. Чем же все это закончилось?
Ставить пьесы маститых классиков, согласитесь, непросто, а уж если речь заходит об Антоне Павловиче Чехове, то ответственность того, кто берет в руки пьесу с целью показать ее зрителям, увеличивается в несколько раз. Что и говорить, все, кто не видел пьесу «Чехов курит» в постановке одиозного Андрея Маслова, предвкушали... Что же они предвкушали? Да многое, начиная с адюльтера, как это было в масловской пьесе «Донька» и заканчивая откровенными сексуальными сценами с участием главных героев чеховской пьесы. А иначе, зачем же было называть постановку по мотивам чеховской «Чайки» так громко?
Вы знаете, режиссер и постановщик А. Маслов нас, то есть зрителей, вначале разочаровал, потому что никакого адюльтера и никаких откровенных любовных сцен на сцене, собственно говоря, и не было. Но зато был хороший чеховский язык, прямой и скрытый смысл произносимых героями фраз; несмотря на полное отсутствие декораций, все внимание зрителей было всецело занято происходящим на сцене. Так что же там, черт возьми, происходило? - воскликнет потенциальный зритель, который слышал о спектакле « Чехов курит», но отмахнулся от предложения пойти на премьеру на сцене КИЦ (постановка скоро отметит 10-летие), однако все начинающие и уже опытные актеры народного театра « Психо Дель Арт» с большим удовольствием играют именно в этой пьесе, и каждый привносит в ту или иную роль что-то свое и, конечно же, каждый раз спектакль получается новым и оригинальным.
Да, в спектакле А. Маслова те же герои, что и в пьесе А. П. Чехова. И похоже, что он исследует те же конфликты, что и драматург 120 лет назад: проблема отцов и детей, непонимание одних другими, пресловутый «любовный треугольник», возведенный в квадрат, вечные человеческие страсти: любовь и ненависть, дружба и предательство, талант и бездарность.
Чехов курит... Смысл этой фразы начинает доходить до зрителя, когда на сцене появляются две(!) Нины Заречных, одна -юная чистая девушка, мечтающая о театральных подмостках и чистой любви, а другая - прошедшая через предательство любимого человека, смерть ребенка, крах мечты стать знаменитой актрисой. Перед зрителями предстают и два Константина: один -неуверенный в себе юноша, который хочет писать, но боится, желает любить и быть любимым, но мечтам не суждено сбыться. Константин не останавливается на убитой чайке. Как немой укор всем действующим лицам, она (эту роль исполняет юная Вероника Большакова) все действие проводит на сцене ( лежит, юная и красивая, убитая и сломленная). Молодой Треплев убивает себя, но пред уходом из жизни лишает жизни всех, кто так или иначе был причастен к его несчастиям или стал жертвой жизненных обстоятельств. Так что первая сцена постановки под режиссурой А. Маслова, впрочем, как и последняя, поражает количеством лежащих на сцене мертвых тел. Так что в каком-то смысле Чехов действительно курит, простите, бога ради, Антон Павлович, за такую фамильярность.
Если быть до конца откровенным, постановка А. Маслова, сделанная по мотивам «Чайки» великого мастера, вполне может служить хороших наглядным пособием к сухому и неинтересному тексту учебника по литературе для старшеклассников, а найденные скандальным режиссером ходы, я уверена, будут интересны современной молодежи, предпочитающей словам «комедия» и «трагедия» слова «хоррер» и «экшн».
Старалась быть объективной посмотревшая пьесу Марина Сидорец
Фото Натальи Черной.