Немецкий режиссер рассказал о судьбе переселенцев из Донбасса
Уникальный Театр переселенца создан для людей, жизнь которых изменила война. В интервью DW один из авторов проекта режиссер Георг Жено объяснил, как искусство помогает примирению.
В октябре 2015 года в Киеве немецкий режиссер Георг Жено (Georg Genoux) вместе с украинскими драматургами и военными психологами основал Театр переселенца. Документальный и, как его называют сами создатели, свидетельский театр приглашает на сцену героев реальных событий - солдат, врачей, школьников, волонтеров, которые побывали в зоне боевых действий.
В первом спектакле "Где Восток?" участвовали переселенцы из Донбасса, которые захотели поделиться со зрителями своими трагическими историями. Ради следующей постановки "Николаевка" драматург Наталья Ворожбит и Георг Жено отправились в небольшой город под Славянском, где 13 учеников разрушенной школы №3 исполнили свои откровенные монологи. Позже по сценарию пьесы был снят одноименный фильм. Новый проект немецкий режиссер и украинский драматург решили осуществить в городе Попасная в Луганской области.
DW: Название вашего нового спектакля переводится как На всю громкость, что это значит?
Георг Жено: В городе Попасная мы заметили, что люди в повседневной жизни - в такси, во время разговоров с детьми, в кафе - делают музыку громче, чтобы не слышать взрывов. В спектакле речь идет о том, что местные жители воспринимают эти ужасные события как нечто обыденное. Они, как и мы с вами, просто живут с личными радостями и трагедиями, переживают первую любовь, болезни... Война идет, но их жизнь продолжается, будто ничего и не случилось.
- В спектакле подростки и солдаты рассказывают о своей жизни, порой короткие и комичные, а иногда и довольно длинные истории. Какую роль играет в этом режиссер? Ведь недостаточно просто сказать: "Садитесь и рассказывайте!"
Самое главное в таких проектах - подружиться с людьми. Это нельзя сделать искусственно, мы действительно доверяем друг другу. В Попасной я был впервые. В другом маленьком городе Николаевке я работаю уже два года и планирую еще четыре. Мне кажется, нельзя что-то начать, а потом просто бросить. Для Николаевки мы уже нашли партнерскую школу в Вене, сейчас ищем и для Попасной.
C драматургом Натальей Ворожбит и всей нашей командой мы часто бываем на востоке Украины, чтобы поработать со школьниками. Я еще никогда не встречал такого дружелюбия со стороны подростков как к нам, так и друг к другу. В моей школе отношения не всегда были такими комфортными. То же самое можно сказать про Киев и Москву, где я прожил 17 лет.
- Театр, который вы создали с подростками, называют документальным. В чем его особенности?
- У нас нет актеров, и в спектаклях участвуют обычные люди, как я или вы. Многие из них ни разу не стояли на сцене. Это школьники и солдаты, которые впервые общаются друг с другом и рассказывают о своей жизни в Попасной.
- В спектакле есть и политическая составляющая...
- Да, здесь много говорят о причинах войны. В труппе существуют различные мнения по этому поводу. Именно поэтому важно, что в нашем театре мы создаем пространство, где эти взгляды можно озвучить без выстрелов.
- Возникает вопрос - театр ли это вообще или психотерапевтический сеанс?
- Согласно Йозефу Бойсу, искусство и есть терапия. А театр - это один из самых коммуникативных видов искусства, поэтому все происходящее напоминает терапию. Мне кажется, здесь каждый понимает, что он не остался один со своей бедой и радостью.
- А может ли театр способствовать примирению?
Если бы все украинские театры, которые являются частью общественного пространства и финасируются за счет налогов, реагировали на реальные события, можно было бы многое изменить. Уж точно больше, чем при помощи оружия.
- Что привело немецкого режиссера в канун Рождества в кризисный регион на востоке Украины?
- Здесь я пережил то, что еще никогда не испытывал. А именно - готовность людей поддерживать других. Ни разу за свою жизнь я не слышал так часто вопросы "Тебе нужна помощь?" или "Как я могу помочь?". Это создает невероятно теплую атмосферу.
Если представить всю Европу в виде одного города, то Польша для нас - это уже соседняя улица, а Украина - совсем неподалеку. Украина - наш сосед, там происходит много плохого, и людям необходима помощь. Было бы хорошо, если бы сюда приезжали и иностранные инженеры, которые помогали бы строить дома. А вот я, театральный режиссер, стараюсь помочь тем, чем умею. И в дальнейшем буду приезжать сюда, особенно во время рождественских праздников.