В растерзанной "Украине": дом-музей создателя одесской школы бокса остался без защитницы
4 декабря 2016 года скончалась Светлана Бакман - дочь чемпиона СССР, заслуженного тренера Украины, основателя одесской школы бокса Аркадия Бакмана. Она умерла в своем старом доме на территории приватизированного и превращенного в коттеджный поселок санатория "Украина", в доме, на стене которого висит мемориальная доска в память об отце.
Борис Литвак называл Светлану Бакман "Одесской Жанной д'Арк": последние полтора десятилетия она жила в нечеловеческих условиях, спасая свой маленький дом, в котором прожила всю жизнь и в котором создавала музей и мемориал памяти одесских боксеров.
Дом был служебным (Бакманы работали в "Украине"). В 1990-е годы руководство "Укрпрофздравницы", грубо нарушив закон, не позволило своим сотрудникам приватизировать ведомственное жилье, а в 2000 году продало имущественный комплекс здравницы, в том числе дома с проживавшими в них людьми, за... 250 тысяч гривен.
В результате этой сделки пострадали 11 работников санатория. Но почти со всеми, кроме Светланы, первые покупатели договорились. Людям дали однушки на поселке Котовского. Преезжать отказалась лишь Бакман. Так и началась эта безнадежная борьба, продолжавшаяся 16 лет.
После того, как горсовет сменил целевое назначение и рекреационная земля стала зоной жилой застройки, здесь появился коттеджный поселок. Новые хозяева отказались принимать Светлану Аркадьевну в кооператив, окружили дом трехметровыми заборами и на общем собрании приняли решение отключить его от коммуникаций. По сути, это было решение о медленном убийстве - и дома, и хозяйки.
Уголовное дело, открытое в отношении участников незаконной приватизации "Украины", закончилось пшиком. В 2011 году Приморский райсуд Одессы оправдал бывшего гендиректора одесского филиала "Укрпрофздравницы" Константина Жилу, которого обвиняли в организации дерибана санатория.
Гражданские и хозяйственные споры по поводу имущества здравницы продолжаются до сих пор. В том числе и тяжба Светланы Бакман, много лет добивавшейся признания права собственности на дом, в котором она прожила почти 70 лет. Две инстанции отказали одесситке. С 2014-го дело находится на рассмотрении Высшего спецсуда.
Последние две зимы были особенно тяжелыми для Светланы Аркадьевны, она прожила их без воды, газа и электричества. Друзья и знакомые много раз уговаривали одесситку сдаться, предлагали теплые комнаты в своих домах, но она была непреклонна: "Если я отсюда уеду, возвращаться будет некуда, дом снесут". Она тяжело болела, отморозила ноги, но сдаваться не собиралась.
К сожалению, долгие годы борьбы подорвали здоровье мужественной 68-летней женщины. 4 декабря она ушла в лучший мир.
И хотя юридическая точка в деле еще не поставлена, дом выдающегося спортсмена и тренера Аркадия Бакмана, оставшийся без хранительницы, по всей видимости, обречен.