Foreign Policy: Чтобы победить Путина, нужно разоблачить его миллионы
Правление Владимира Путина преследует две взаимосвязанные цели: увеличить не только собственное могущество и богатство, но и страны, которую он контролирует.
Чем сильнее становится Россия, тем сильнее ее президент. Путин реформировал российские вооруженные силы, и теперь армия страны демонстрирует свою мощь в Сирии. Однако, как и подобает старому кагэбэшнику, душа Путина лежит скорее к тайным операциям, чем к открытому поигрыванию мускулами.
Путин прославился использованием так называемых зеленых человечков - российских сотрудников разведки и спецназовцев в гражданском. Эта тактика слегка прикрытой агрессии сработала в Украине и стала известна как гибридная война. Она же постоянно загоняет Запад в тупик, так как Путин слишком осторожен, чтобы нарушать традиционные красные линии.
Запад был еще больше сбит с толку путинской кампанией «политической войны», целью которой было свергнуть антироссийские режимы и заменить их более сговорчивыми. Самым заметным примером этого стал взлом почтового сервера национального комитета Демократической партии США, чтобы повлиять на ход президентских выборов в пользу Дональда Трампа.
Вмешательство Путина в выборы, возможно, не стало решающим фактором, но для выборов, исход которых решили сто тысяч голосов в трех штатах, сложно сказать, что имело значение, а что нет. Но Путин получит свое, если новая администрация решит снять с России санкции.
Кампания Путина по подрывной деятельности и дезинформации не ограничивается Соединенными Штатами. В Европе Москва уже годами поддерживает как крайне левых, так и крайне правых, объединенных презрением к ЕС и НАТО. Именно эти международные организации, по мнению Путина, представляют собой главные препятствия для воскрешения российской империи или российской сферы влияния в Восточной Европе.
Неудивительно, что глава британской разведки неожиданно для всех назвал Россию враждебной державой, которая прибегает к различным средствам, включая кибератаки, пропаганду, подрыв демократического процесса, и представляет собой фундаментальную угрозу для нашей безопасности. Его точку зрения разделяет глава шведской разведки генерал-майор Гуннар Карлсон, который считает действия России серьезной угрозой, способной повлиять на саму основу демократии.
Довольно легко осудить российское вмешательство, но сложно понять, что с этим делать. В качестве первого шага нужно задокументировать и выявить все махинации Кремля, поэтому очень важно расследовать кибератаки на американские выборы. Необходимо проводить расследование с помощью независимой комиссии, созданной по примеру той, что расследовала теракты 11 сентября.
Впрочем, самого по себе выявления кремлевских схем будет недостаточно. Напротив, влияние Путина может усилиться, так как все увидят, насколько умно он манипулирует своими противниками. Отказ Барака Обамы от более активного противостояния действиям России мог стоить Хиллари Клинтон победы на выборах, впрочем, у Обамы в запасе есть еще несколько недель, чтобы что-то предпринять.
Помимо финансовых санкций, нужно нанести симметричный удар: Путину нравится сливать электронные письма западных политиков. Придется ли ему по душе, если АНБ сольет его переписку с дружками? Или если американская разведка раскроет подробности о его заграничных банковских счетах, слухи о которых весьма распространены?
Запад и США, в частности, должны выяснить, каким образом им стоит начать свою политическую войну. В начале холодной войны Штаты занимались примерно этим, помогая антикоммунистам выигрывать выборы по всему миру и спонсируя СМИ вроде Radio Free Europe. В наше время Россия, Китай и Иран уязвимы к кампаниям, направленным на усиление диссидентов, дискредитацию правящих кругов и помощь обычным людям в получении точных и не подвергнутых цензуре новостей.
Путин подозревает, что США уже начали подобную кампанию против него и его союзников (например, в Украине и Грузии). Ирония, впрочем, заключается в том, что, кроме открытых и благородных попыток продвижения демократии, Вашингтон почти ничего не сделал для того, чтобы ослабить антизападных лидеров. Поэтому пришла пора меняться. США нужно освежить в памяти свои навыки ведения политической войны. Путин показал себя мастером в этой игре, другие противники США также активно ее ведут. Мы не в том положении, чтобы заявлять, что мы выше этого. Ведь сейчас на кону, ни много ни мало, будущее демократии.