Арту-Дету и Дар Ветер: в сети вспомнили высказывания советских критиков о "Звездных войнах"
Советские кинокритики после просмотра первых трех частей "Звездных войн" негодовали, осмысляли явление и, наконец, сожалели о загубленном таланте режиссера Джорджа Лукаса, при этом делая множество ошибок в пересказе сюжета.
Кинопоиск собрал наиболее интересные и курьезные цитаты.
"Сколько всего написали о фильме "Звездные войны" режиссера Джорджа Лукаса! Фильм обвиняли в пропаганде жестокости и насилия, а приглядевшись, сообразили, что страсти кипят вокруг самой что ни на есть детской сказки. В которой эдакий Джонушка-дурачок, освобождает принцессу - защитницу угнетенных из лап злодея-Кощея; а помогает молодой паре совсем уж типичный добрый волшебник. Смотришь это и вспоминаешь читаные-перечитаные "Три мушкетера". Там тоже дрались отчаянно и трупов было вволю, но никто же не обвинит французского писателя в пропаганде насилия!" (Гаков В., "Четыре путешествия на машине времени: научная фантастика и ее предвидения", 1983 год);
"Показательна эволюция Дж. Лукаса. Начав как мастер психологически точных наблюдений о молодежи 50-х годов ("Американские граффити", 1973), создав "Звездные войны" (1977), он открыто перешел к коммерческой продукции, к эксплуатации угрожающего галактического шоу. Ясно, что где говорит большой бизнес, там искусство молчит. Режиссер, очевидно, надеялся, что можно совместить доллар и искусство. Эта затея, естественно, провалилась" (Нечай О., "Блеск и нищета "массовой культуры", 1984 год);
"Звездная эпопея Лукаса - апофеоз примитивной символики, помпезной декоративности и незаурядной изобретательности специалистов по комбинированным съемкам в сочетании с довольно примитивным сюжетом, изобилующим нелепостями. Но главная мысль прочитывается в ней вполне отчетливо. Война - в природе людей и будет сопровождать человечество на всех этапах его существования. Только стальные мечи сменяются лазерными, а сами методы ведения войны становятся еще более изощренными" (Мельвиль Л., "Борьба идей на мировом экране", 1985 год);
"Если созвучие имен - Дарт Ведер и Дар Ветер (человек коммунистического будущего из всемирно известного романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды") - можно счесть случайным совпадением, то помощник главного злодея наделен куда более определенными чертами. У него русифицированная фамилия - Таркин, а его внешний вид и одежда уже вполне явственно напоминают о коварных большевиках, какими они часто выглядят в антисоветских фильмах. У массы американцев существует устоявшееся, благодаря тем же фильмам и книгам подобного толка, представление о Сибири, как об огромном заснеженном пространстве. И точно такое пространство фигурирует в картине "Империя наносит ответный удар" в качестве территории, принадлежащей врагам доблестного Люка Скайуокера и прекрасной принцессы. А в третьей ленте - "Возвращение Джидая" - имперские войска одеты в форму, похожую на военное обмундирование одной из социалистических стран. Именно на Звезде смерти, где дислоцированы эти полчища, изобретают оружие, грозящее уничтожением всего живого. В данном случае намек действует сильнее, чем открытое указание" (Карцева Е., "Голливуд: контрасты 70-х", 1987 год);
"Во всех сериях поочередно возникают фантастические животные, кошмарные чудища, полчища облаченных в устрашающие доспехи воинов на фоне помпезных декораций, кудесники, живые мумии. Есть и "космические мафиози", и мудрые гномы с шестью причудливыми пальцами на руках и ослиными ушами на головах, обладающие магической силой мыслью поднимать из болот засосанные тиной межпланетные корабли. Такой же мистической силой владели Кеноби и Вейдер, ей обучается Лук Скайуокер, а все персонажи вместо приветствия произносят как заклинание: "Да не оставит вас сила!" (Кукаркин А., "Буржуазная массовая культура", 1985 год);
"Нынешним летом американские кинотеатры захлестнула новая волна "кинопсихоза". По сообщению печати, фильм американского режиссера Джорджа Люкаса "Война звезд" побивает все рекорды кассовых сборов. Итак, на смену "нечистой силе", массовым катастрофам и гигантским акулам на американский экран пришли ужасы поистине космического масштаба - чудовищные тираны, терроризирующие нашу Галактику. Борьбу с ними ведут герои фильма - некая круглолицая принцесса, деревенский юноша, старый рыцарь Круглого стола, человек-обезьяна и два робота. Один из них, громадный позолоченный робот Трипио, наделен человеческой речью, другой, Арту-Дету похож на автомобиль и изъясняется "звездными" сигналами" (Варшавская Ю., "Космические кинокомиксы", "Литературная газета", 1977 год).