Что написали СМИ Нидерландов о приложении к Соглашению об ассоциации Украины с ЕС
Оригинал на странице Александра Снидалова в Facebook
Среди всех тех разговоров о голландском приложении к Соглашению с ЕС не прозвучала, кажется, самая важная мысль: а какой была реакция голландских СМИ на текст приложения, предложенного голландским премьером? Ведь все эти месяцы ожидания, сложные текстовые конструкции, муки переговоров были ради того, чтобы убедить голландского избирателя в безопасности сделки с Украиной. А откуда же избиратель примет эту информацию как не от родных СМИ!
Проанализировав первую реакцию голландских газет, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, тема ратификации украинского соглашения приковала к себе общенациональное внимание. О ней написали все ведущие газеты, и не просто написали. Пять из шести изданий (кроме Volkskrant) отвели этой теме титульную полосу.
Во-вторых, можно утверждать, что первая реакция СМИ преимущественно соответствует ожиданиям Рютте: большинство материалов цитируют положения документа и описывают, как тяжело давалась премьеру битва за принятие приложения. Даже евроскептические AD и Telelgraaf построили свои материалы вокруг этих аспектов.
В частности, материал AD практически не содержит того популизма, которым издание регулярно грешило ранее в темах, связанных с Украиной. Также в контексте украинского соглашения часто упоминалась Россия, в основном как фактор нестабильности. Кремлю вспомнили все: и воздушные вторжения, и ракеты в Калининграде, и хакерские атаки, и Сирию, и Крым, и Донбасс.
AD.nl: "Соглашение об ассоциации не дает Украине права присоединиться к ЕС ни сейчас, ни позже. Это четко указано в приложении, которое было принято по требованию Рютте. "Это было нелегко, это было невесело, но все голландские предложения были приняты". Все 28 стран ЕС, подписавших соглашение, согласились, что оно не является шагом к членству в ЕС для Украины и не дает права на использование дополнительной финансовой или военной помощи. Украинцы также не будут иметь дополнительных прав на трудоустройство в ЕС, а Украине придется приложить серьезные усилия для борьбы с коррупцией. Если Украина перестанет выполнять свои обязательства, Европа сможет остановить действие соглашения полностью или частично. Рютте столкнулся с серьезным сопротивлением в Совете Европы, в частности со стороны Польши и других восточноевропейских стран, которые не хотели препятствий на путь европейских перспектив Украины. Рютте также не исключает, что Украина присоединится к ЕС, "но если это и произойдет, то не на базе этого соглашения". Он выразил облегчение в связи с тем, что, как сказал один дипломат, Нидерланды не превратились в Валлонию Европы. Голландское вето было бы прекрасным подарком Путину, а мы не можем себе этого позволить. Россия аннексировала Крым и поддерживает войну на востоке Украины, регулярно вторгается в воздушное пространство НАТО и разместила ракеты между Литвой и Польшей. "В ответ Европа должна выступить единым фронтом, - сказал Рютте. - Я не мог отказаться от ответственности. Не сейчас, когда Россия работает на дестабилизацию."
de Volkskrant также серьезно отнеслась к положениям соглашения.
"После месяцев лоббирования теперь все понятно: в приложении черным по белому указано, что Соглашение об ассоциации с Украиной это не прелюдия к членству в ЕС, военной помощи или дополнительным денежным вливаниям. Киев также не имеет оснований для устройства украинцев на работу в ЕС".
Влиятельная Het Financieele Dagblad сделала акцент на том, как сложности ратификации проявляют слабость и беспомощность ЕС: "Возможный прорыв по украинскому вопросу не уменьшает впечатления, что Европа парализована перед лицом угроз с востока, имеет сложные отношения с Турцией, а также решение британцев остановить членство в ЕС. В ноябре шоком стало избрание Трампа, последствия которого ощущают даже в ЕС. Несмотря на решимость, продемонстрированную во время саммита, есть заметное ощущение бессилия, признает дипломат высокого ранга".
И только Trouw подошла к вопросу с полной серьезностью. Издание не стало ограничиваться цитированием положений приложения, а подробно проанализировало каждое и пришло к тем выводам, которые, наверное, голландский премьер хотел бы видеть в прессе меньше всего:
"Лидеры стран ЕС, подписавшие соглашение, поддержали дополнение, предложенное Нидерландами, но оно является более косметикой, чем текстом, который имеет юридическую важность. Это приложение имеет политическую силу, но в суде его можно будет использовать разве что для того, чтобы истолковать действие закона.
Приложение содержит мало смысла. В нем говорится, что соглашение не делает Украину кандидатом на вступление в ЕС. Это показывает, насколько запутанными стали разговоры вокруг этой темы. Процедура, определяющая то, как европейская страна может подать заявку на членство в ЕС, определяется соглашениями по функционированию ЕС (Лиссабонские соглашения). В них же указано что любой член ЕС может блокировать начало переговоров о присоединении другой страны. То есть эти положения уже существуют и являются юридически обязывающими в контексте способа, которым Нидерланды могли бы держать Украину за пределами ЕС. Таким же образом, для примера, Греция блокирует присоединение Македонии.
Приложение также включает тезис об отсутствии обязательств со стороны ЕС по военной помощи Украине. Такой тезис является странным, поскольку ЕС, в отличие от НАТО, не имеет военных сил, которые могли бы оказать такую помощь. По стечению обстоятельств тогда же лидеры ЕС обсуждали военную политику ЕС, в частности идею совместной разработки вооружений. К таким проектам Украина потенциально сможет присоединиться, тесно сотрудничая с будущим Европейским агентством по разработке вооружений в рамках Соглашения об ассоциации.
Также приложение содержит тезис о том, что соглашение предусматривает борьбу с коррупцией и может быть остановлено, если эта борьба не ведется. В этой части приложение просто повторяет уже существующий параграф Соглашения об ассоциации, где говорится о том, что каждая из сторон может приостановить действие соглашения, если другая сторона не выполняет своих обязательств.
Один из самых известных противников соглашения Тьерри Боде отметил, что Рютте создал "фальшивое приложение к Соглашению об ассоциации".
Больше всего внимания теме уделила De Telegraaf: в ее сегодняшнем номере вышло аж четыре статьи на эту тему.
Общее описание ситуации, комментарии оппонентов соглашения, аспекты голосования в Сенате и материал, посвященный смене позиции голландского премьера на протяжении всей истории с ассоциацией. Но важнейшим тезисом, который не повторили другие издания, был такой: "Голосование в Сенате состоится, скорее всего, после 15 марта. Если так произойдет, то те сенаторы CDA, которые поддерживают соглашение, смогут проголосовать за него без ущерба для результата партии на выборах в Нижнюю палату парламента".
Такое развитие событий дает все основания надеяться на положительный финал в истории с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.
Александр Снидалов