Эллен фон Унверт: "Мужчины на моих снимках - всего лишь аксесcуары"
Посетившая Москву с проектом журнала Numero Россия - выставкой "Woman in Art", партнером которой стала компания Rolls-Royce Motor Cars - Эллен фон Унверт рассказала о собственном пути, любимом снимке и эротике в интервью для Trendspace.
Давайте начнем с самого начала. Прежде чем стать фотографом, вы 10 лет проработали моделью. Как считаете, этот опыт сказался на вашем подходе к фотографии?
Однозначно. Несмотря на то, что в начале работы моделью я совершенно не интересовалась фотографией, я все равно так или иначе училась чему-то в процессе. Строить взаимоотношения с фотографом, подавать себя, чувствовать себя уверенно и комфортно перед камерой, когда тебе холодно - знаете, всем этим, казалось бы, незначительным вещам, о которых никто не думает. А еще мой бойфренд был фотографом, и он преподал мне основные уроки, вроде постановки света - это была хорошая школа. И знаете, я стала намного счастливее, когда ушла в фотографию.
Тогда переходим к этому периоду. Помните первую фотографию собственного сочинения, которая вам лично понравилась? Ту, после которой вы поняли, что будете фотографом?
Я была в Африке по работе - это было еще во времена моделлинга. Мой бойфренд дал мне с собой камеру, и я просто стала снимать людей вокруг, а в какой-то момент поймала себя на мысли, что получаю жуткое удовольствие от самого процесса. А потом стала фотографировать своих друзей - также удовольствия ради. И когда они увидели проявленные фото, они искренне удивились: «Эллен, это сделала ты? Фото прекрасные!» Я же на тот момент не задумывалась, как я снимаю, я просто следовала своей новоприобретенной страсти. Ах да, помню одну собственную фотографию, которая мне сразу понравилась - ч/б, в разфокусе, в главной роли - мужчина без майки, с капельками пота, солнце ярко светит... Это фото я люблю и сейчас.
Кстати, почему вы снимаете в основном в ч/б?
На мой взгляд, черно-белые фото более графичны, более артистичны. Если хочешь понять, насколько хорошо фото, сними его в цвете, а затем переведи в ч/б.
Если бы надо было в двух словах описать Эллен фон Унверт человеку, который о ней никогда не слышал ( если такой в принципе существует), я бы сказала: «Она - ловец момента».
Да, мне действительно нравится ловить моменты, какие-то интересные эмоции, выхватывать что-то спонтанное. То, на что захочется смотреть снова и снова, что будет интересно рассматривать.
Не так давно была выставка ваших работ под названием «Мой путь». У вас действительно собственный путь и совершенно особенный, моментально узнаваемый стиль. Как бы вы сами его охарактеризовали? Какие основные черты бы выделили?
Герои моих работ - в подавляющем большинстве женщины. Мужчины на моих снимках - всего лишь аксессуары. С женщинами у меня выстраиваются прекрасные, доверительные, по-настоящему близкие отношения, на съемке мы веселимся, а они, в свою очередь, больше раскрываются. Когда я была моделью, мне всегда говорили: «Не двигайся, стой, не шевелись». А я хотела двигаться, и меня это ну очень расстраивало. Поэтому сейчас в работе с моделями я стараюсь всегда делать иначе - пусть веселятся, играют роли, двигаются, смеются, не боятся выглядеть забавно и даже глупо - все что угодно, только не безмолвно позируют. Подход модели «я такая красивая, поэтому я ничего не буду делать» мне чужд. Однажды у меня была коммерческая съемка, и я хотела передать атмосферу веселья, поэтому попросила модель посмеяться. И тут она говорит: «А я не умею смеяться». Вот тогда я подумала, ого, это же дико. Вывод - тщательно выбирайте моделей.
А есть еще какие-нибудь моменты, которые лучше планировать до съемки? Или вы за импровизацию? Бывает такое, что в голове одна картинка, а по факту получается нечто совершенно противоположное?
Безусловно, общая идея, концепция, история должны быть изначально ясны. Надо пообщаться со стилистом, найти подходящую модель. Но потом ты импровизируешь. Мне нравится спонтанность - на то это и съемка, а не фильм. Иногда бывает, что то, что ты запланировал, попросту невозможно осуществить, и тогда нужно подстраиваться. Например, однажды по задумке моя героиня должна была быть молоденькой, невинной девушкой, и тут на съемочной площадке оказывается самая настоящая femme fatale.
Ваши работы всегда очень чувственны, но никогда не вульгарны. Как вам удается нащупать эту грань, за которую вы никогда не переступаете?
У меня просто есть вкус. Я не люблю вульгарность. А еще я никогда не забываю про чувство юмора.
А какое самое эротичное фото, которое вам доводилось видеть?
Фото, хм. Их так много! А может картина? Мне кажется, картины могут быть очень эротичными, даже дерзкими. Как насчет «Леда и Лебедь» Леонардо да Винчи? Вспомнила! Фото Хельмута Ньютона, изображающее шикарную даму, руки которой находятся... между ног лошади - вау, это так... непослушно.
Вы когда-нибудь думаете после съемки: «Я должна была сделать это иначе, модель должна была двигаться по-другому»? Жалеете об упущенных возможностях?
Пожалуй, да. Особенно я злюсь, когда у меня была какая-то идея в голове, о которой я забыла.
Однажды вы обсуждали диджитал с фотографом Ником Брандтом, и он сказал: «Знаешь, меня просто это не заводит». А есть что-то, что вас не заводит? Что бы вы не стали снимать ни при каких обстоятельствах?
Военная фотография. Сен Гард Луис - один их моих любимейших фотографов, но я бы никогда не смогла делать то же самое. Слишком большой накал эмоций.
Выбираете когда-нибудь локейшен самостоятельно?
Чаще я конечно говорю продюсеру: «Мне нужно шато, мне нужно историческое здание... Но бывает, и сама выбираю. Вот, например, в Лас-Вегасе мы снимали в бойцовском клубе, а еще в Цирк дю Солей. Но вообще находить хорошие места становится все сложнее - многие здания просто сносят.
Что может стать источником для вдохновения?
Чаще всего люди. Я люблю людей. Причем, в ситуациях. Например, я могу прийти на кастинг и подумать - окей, но потом увидеть ту же самую модель ночью в клубе танцующей, выпивающей, и обнаружить для себя личность, захотеть ее снимать. А еще места вдохновляют. К примеру, недавно я была в театре House of Yes в Бруклине - место потрясающее, в туалете - огромные дискоболы. Так я поняла, что хочу сделать кабаре-историю.
Есть ли кто-нибудь, кого вы еще никогда не снимали, но хотели бы?
Таких много. Но если надо выбрать одного, то Мэрилин Монро.
Как выглядит ваш день, если вы не работаете? И у вас все равно с собой всегда камера, на всякий случай?
У меня и сейчас с собой целых три камеры. А вообще я люблю проводить свободное время с семьей и в саду. Но даже когда я работаю в саду, я не удержусь и обязательно что-нибудь да сниму - цветок ли, листик.
Получилось ли так вот случайно когда-нибудь сделать достойный снимок?
Моя любимая фотография случилась именно так. Дело было в летнем лагере, моя дочь прыгала в реку с огромного дерева - такая маленькая, такая хрупкая. Эта работа называется Spaghetti legs. Чувство свободы, природа, ощущение хрупкости и просто очень хороший момент.
В качестве иллюстраций к материалу были использованы работы Эллен фон Унверт для выставки "Revenge", фотосерий "BlackOut", журналов Vogue, Harper's Bazaar.