Итоги-2016: мужество Сокурова, сила Манского и откровенность Райкина
Специально для DW кинокритик Антон Долин, публицист Александр Архангельский и театральный критик Марина Дмитриевская подводят итоги уходящего года в культурной жизни России.
Специально для DW кинокритик Антон Долин, публицист Александр Архангельский и театральный критик Марина Дмитриевская - о запоминающихся поступках и громких выступлениях года, а также о том, что осталось вне мейнстрима в 2016 году.
Антон Долин, кинокритик
Поступок года
"Разговор режиссера Александра Сокурова с президентом Владимиром Путиным об освобождении политзаключенного Олега Сенцова. Поступок, вызвавший полярную реакцию (в том числе, и у тех, кто поддерживает Сенцова, а тон Сокурова считает неподобающим), демонстрирует редчайшие в России - и не только - качества. Во-первых, профессиональную солидарность: Сенцов сидит не за свои фильмы, но Сокуров, отнюдь не политический активист, а большой художник, вступается за него именно как за коллегу по цеху, считая это своим непосредственным долгом. Во-вторых, умение отделить от миражной повестки очередного "заседания на культурные темы" вопрос по-настоящему существенный, жизненно важный. В-третьих, сам тот факт, что эта повестка в диалоге власти и художников должна диктоваться - пусть и в вежливой форме - не властью, а деятелями искусства. Наконец, принципиальна продемонстрированная Сокуровым этическая составляющая деятельности художника: он обязан быть и правозащитником тоже.
Резонанс года
"Машина Мюллер", революционный спектакль Кирилла Серебренникова по текстам Хайнера Мюллера на сцене "Гоголь-центра". Абсолютная раскованность и свобода в тексте и пластике, "непрофессиональные" разряженные актеры и обнаженные молчаливые перформеры: завораживающе смелое, сложное, глубокое зрелище. Характерно и то, что главную роль сыграл другой театральный режиссер, Константин Богомолов, поставивший в этом году другой знаковый спектакль - "Князь" в Ленкоме (с одной стороны, затрагивающий схожие темы "либертинажа" и сексуальной свободыраспущенности, а с другой - стилистический антипод). Оба режиссера принципиально сняли свои спектакли с конкурса главного театрального фестиваля страны - "Золотой маски" - после изменения состава ее экспертного совета.
Альтернатива года
Винфрид Георг Зебальд (Winfried Georg Sebald. Пока литературный мир обсуждал громкие переводные книги - "Безгрешность" Джонатана Франзена или "Маленькую жизнь" Ханьи Янагихары, - мало кто заметил, что год начался с переиздания "Аустерлица" Зебальда, а закончился изданием его "Колец Сатурна" в том же Новом издательстве. В сентябре в Венеции состоялась премьера вдохновленного прозой Зебальда фильма "Аустерлиц" Сергея Лозницы о туристах в бывших концлагерях (картина заслуженно попала в некоторые списки "лучших фильмов года" мировых критиков). Зебальд, умерший в 2001-м году "тайный классик" европейской литературы, - главный писатель сезона. Его документально-игровой пристальный взгляд на историю и природу, оформленный неброскими фотографиями, - лучшая оптика для препарирования ускользающей от нас реальности. России сегодня очень не хватает такого прозаика и мыслителя, который смог бы схожим образом, отстраненно и умно, проанализировать наше прошлое.
Александр Архангельский, литературный критик, публицист
Поступок года
Выступление Александра Сокурова на Совете по культуре и искусству. Кто бы что по этому поводу ни говорил, унижения там не было. Унижение вообще должно волновать нас в последнюю очередь, если идет речь о спасении конкретного человека. Даже не о спасении, а просто о минимальном шансе на спасение. И этот шанс должен быть использован. Если на кого тень падает, то точно не на него. У нас много разных независимых героев, которые живут по принципу: "Мы будем бороться до последней капли крови". Решение Сокурова выступить было правильным и мужественным.
Резонанс года
Выступление Никиты Сергеевича Михалкова по поводу Центра Ельцина. Он хочет нивелировать не только Центр Ельцина, но и память о самом себе, каким он был когда-то. Мне очень жаль, потому что Никита Сергеевич - выдающийся режиссер. Но, к сожалению, выдающийся режиссер и правильно действующий человек - не одно и то же.
В положительном смысле резонансным событием года стало проведение Виталием Манским "Артдокфеста" при отсутствии государственных денег. Это такая демонстрация мягкой гуманитарной силы, которой можно позавидовать.
Альтернатива года
Замечательная выставка грузинского авангарда, которая недавно открылась в отделе личных коллекций музея ГМИИ имени Пушкина.
Марина Дмитриевская, театральный критик, главный редактор и директор "Петербургского театрального журнала", арт-директор Всероссийского фестиваля "Пять вечеров" имени А. Володина
Поступок года
Событие минувшего лета, когда 800 деятелей российского театра (беспрецедентные и число и состав лиц) обратились с открытым письмом к Дмитрию Медведеву, Ольге Голодец и Владимиру Мединскому в защиту нашего журнала, лишенного финансирования безо всякого основания. Это было важно не только как акт несогласия с позицией Минкультуры, но и как факт признания нужности театральной критики, и это не менее важно именно как поступок.
Резонанс года
Выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей. Эти события для меня связаны: ведь в решениях чиновники пользуются мнением экспертов. А поскольку раскол театрального сообщества велик, все смешалось, коллеги, работающие в либеральных органах печати и одновременно являющиеся экспертами Минкульта (мы знаем их и подсказанные ими решениях - и тут волосы встают дыбом) используют свое влияние и сводят счеты, вставая на тропу войны... Словом, Райкин знал, о чем говорил. Спасибо ему.
Альтернатива года
Психологический театр. Игрового театра, формального, сюрреалистического (режиссеру все чаще снятся сны о пьесе, пора нам при их трактовке пользоваться сонниками) очень много, это тренд. А психологического мало. Поэтому в прошлом сезоне большим впечатлением стали для меня "Дядя Ваня" Михаила Бычкова (Воронежской Камерный театр) и "Донецк. Вторая площадка" - свободный проект Анатолия Праудина, прожившего полтора месяца зимы 2016 года на передовой в Донбассе. Это и документальный театр, и настоящее психологическое исследование сознания условных "86 процентов" населения любой страны.