Комментарий: Чтобы научиться понимать социальные медиа, включите их в школьную программу!
На фоне лавины фейковых новостей в интернете и победы Дональда Трампа каждому из нас требуется больше понимания того, что такое социальные медиа, считает Мартин Муно. Лицо человека, сидящего на лавке, закрыто газетой. "За ней всегда прячется кто-то умный", - так звучит рекламный слоган одной авторитетной немецкой газеты. Смысл его такой: чтение газеты делает тебя образованнее и помогает сформировать мнение, необходимое гражданам в демократических обществах для участия в определении того или иного политического курса. Впрочем, последнее предложение, как и традиционные СМИ, вышли из моды, подобно вельветовым костюмам.
Классические масс-медиа утратили роль основного источника информации. Согласно опросу агентства Reuters, проведенному полгода назад, в Германии получают информацию через Facebook, Twitter и другие социальные медиа больше людей, чем путем чтения газет. Особенно молодые люди используют социальные медиа как первичный, а то и единственный источник информации.
Мы получаем то, что "лайкаем"
Проблема известна давно: в социальных медиа мы получаем сведения от тех, на чьи новости мы подписаны. В основном это друзья, с которыми у нас и так общие взгляды. Многочисленные исследования подтверждают, что люди склонны потреблять в первую очередь только ту информацию, которая соответствует их убеждениям. Алгоритмы компаний Google и Facebook только усиливают этот феномен, ибо там мы получаем еще больше того, что ищем или на что нажимаем кнопку "нравится". Возникают так называемые "пузыри фильтров". В них, как в помещениях, усиливающих эхо, люди слышат только то, что сами думают и во что верят.
Этот принцип отчасти характерен и для традиционных масс-медиа: консервативно настроенные люди читают в Германии газету FAZ, а сторонники партии "зеленые" - taz. Но и та, и другая газета в интернете строго следуют правилу: разделять новость и комментарий, чтобы критиковать позицию оппонента.
Опасные, но необходимые фильтры
Вообще-то, ничего страшного в фильтрах нет. Чем больше информации на нас устремляется, тем больше мы нуждаемся в техниках и инструментах, чтобы отличить важное от неважного. В эпоху появления современного гражданского общества эту функцию выполняли именно масс-медиа. До сих пор каждый тираж газеты New York Times украшает фраза: "Все новости, достойные быть напечатанными" ("All the news that's fit to print"). Иными словами, сначала проверяется значимость новостей, и затем они публикуются согласно четкой иерархии.
Но в ленте новостей Facebook ничего подобного пока нет. Там вперемешку идут сообщения прессы, видео с котятами, мнения на политические темы, личные воспоминания, эпизоды кулинарного эксгибиционизма и так далее. Ложные сообщения расходятся миллионами и имеют реальные последствия: 28-летний мужчина открыл стрельбу в вашингтонской пиццерии, поверив фейковой новости о том, что Хиллари Клинтон создала здесь сеть по распространению детской порнографии.
Скажи мне, что ты лайкаешь, и я скажу, кто ты
Есть и еще одно фундаментальное отличие "новых" и "старых" медиа: если я читаю бумажную газету, то после прочтения от меня остается только один след - в урне для макулатуры.
В Faceboook же я оставляю за собой целый шлейф данных. Не так давно была опубликована модель, согласно которой на основании "лайков" человека в социальных сетях можно не только понять, что он из себя представляет, но и сделать прогноз о его поведении. 70 "лайков" достаточно, чтобы узнать человека лучше, чем его друг, 150 - чтобы превзойти родителей, а 300 лайков хватит, чтобы компьютер предсказывал поведение человека точнее, чем его супруга или супруг, утверждают авторы модели.
Это делает нас зависимыми от манипуляций. Как только мы в Германии ни удивлялись совершенно противоречивым предвыборным обещаниям и заявлениям Дональда Трампа. Но что, если через наши профили в Facebook нам будут доступны только те обещания, которые мы поддерживаем, и мы ничего не услышим о тех, которые нам не нравятся? С такой помощью могут появляться тоталитарные общества, о которых Сталину и Гитлеру не приходилось и мечтать.
Всесильная ложь
Согласно исследованию Стэнфордского университета, четверо из пяти 12-13-летних подростков в США сегодня не умеют отличить новости от рекламы. Если мы хотим, чтобы такого у нас не происходило, нам необходимо значительно улучшить образование своих детей в вопросах обращения с масс-медиа. Мы должны научить их тому, какие шансы и какие риски подстерегают их в интернете. Мы должны раскрыть механизмы появления эффекта информационного эха и показать, как работают популисты, перевирающие правду, и как можно проверять факты.
Место, где это должно происходить, - школа. Нам необходимы педагоги, которые сами разбираются в интернете и в социальных медиа. И нам необходимо освободить для этого предмета место в школьной программе - пусть и за счет рассказа об одном из германских кайзеров.