Парадные двери подъездов Каменского
У каменчан появилась новая мода - расписывать подъезды.
Роспись подъезда - та же самая стенопись, к которой относят и популярные нынче муралы (синоним стенописи) и средневековые фрески. Корни этого искусства уходят в самую глубокую древность - 10-15 тыс. лет назад, когда наши давние предки начали заниматься наскальной живописью. Но это если говорить о настенной живописи в принципе. В нашем регионе традиции настенной росписи, конечно же, связаны с причудливыми петриковскими орнаментами, возникновение которых относят где-то к восемнадцатому веку. И если мы начнем отсчет отсюда, то вряд ли ошибемся. Многие из художников, расписывающих подъезды в Каменском, учились петриковской росписи.
Подъезд у большинства жителей города ассоциируется с чем-то грязным и неприглядным.
Они бывают ободранными, с осыпающейся краской, но чаще всего - замусоренными. Нерадивые граждане плюют, бросают окурки, пишут непристойные слова, не говоря уже о том, что в подъездах нередко справляют нужду. С таким подходом категорически не согласны некоторые жители нашего города. Они изо всех сил стремятся обустроить и облагородить свое жилье, привнести в мир толику радости, сделать его интереснее и веселее. Такие люди помнят, что подъезд - тоже их дом, более того, та его часть, по которой о нем, словно по одежке, судят окружающие.
Откуда ноги растут
Когда идешь по первому микрорайону левого берега, в глаза бросается то, что концентрация «цветных» подъездов здесь особенно большая. Это неспроста. Все началось с Ирины, жительницы дома №21 по ул. Харьковской. Три года назад ей пришла идея разукрасить свой подъезд. Обстановка надоела, хотелось что-то изменить, раздвинуть границы и добавить в свой дом простора. Так и появилось поле с теплыми подсолнухами на входных дверях подъезда. Рисовала тем, что было под рукой - и гуашью, и акрилом. Краску приобретали сами. «Муж сетовал, что на меня не напасешься», - вспоминает Ирина с улыбкой. Работала женщина в летнее время. Как только картина была закончена, ею заинтересовались жители соседнего дома. Увидев такую красоту, они захотели, чтобы и их подъезд выглядел не хуже.
Буквально сразу после того, как был закончен подъезд дома №21, началась работа и над домом №23. Поинтересовавшись у Ирины, какими красками она делала рисунок, росписью своего подъезда занялась ее знакомая - Галина. Она уже не экспериментировала - расписала все акрилом. Как результат, подъезд украсили улыбчивое солнышко и цветочки.
Но и на этом дело не стало. На разукрашенные двери обратили внимание жители дома №25. У старшей дома сразу же возникла мысль расписать и свой подъезд. «А что мы, хуже?» - подумала она. С мыслью этой женщина ходила уже давно, уговаривая заняться росписью свою дочь Наталию, но у той все не хватало времени. Долго размышляя над рисунком, Наталия не выдержала и... обратилась к своей дочери Тане (на фото), студентке театрально-художественного колледжа в Днепре. «Уговорить ее удалось не сразу, - вспоминает Наталия. - У нее много занятий, а тут еще я ее грузила дополнительной работой». Да и у самой Наталии из-за дачи руки до рисунка никак не доходили. Но в начале октября дело сдвинулось с мертвой точки. Взявшись за работу, семнадцатилетняя девушка буквально за полчаса придумала рисунок и с маленькой линейкой, мелом и карандашом нанесла его контуры на двери подъезда.
Раскрашивали рисунок чуть ли не всей семьей. Вместе с Татьяной этим делом занимались и ее мать Наталия, и двоюродная сестра Лера. Сроки поджимали, уже холодало, начинались дожди. Для того, чтобы краска нормально держалась, его нужно было закончить как можно быстрее. Это были будние дни, девочкам приходилось рисовать после учебы, Наталии - после работы. Хотя темнело тогда позже, чем сейчас, по свету закончить работу не успевали, так что красить приходилось и в темноте, подсвечивая фонариком. Результат не заставил себя долго ждать. Начав рисунок третьего октября, команда умельцев закончила его уже пятого. Секрет во многом состоял в том, что рисунок состоял из крупных форм, без особых деталей. «Мы сначала думали нарисовать природу или какую-нибудь архитектурную композицию - город, дома, но это очень трудозатратно, да и времени заняло бы намного больше», - говорят Наталия и Таня. Главная идея состояла в том, чтобы рисунок был по душе любому возрасту. По этой причине от придумки нарисовать на подъезде что-то мультяшное отказались сразу же, а вот цветные кристаллы оказались как раз тем, что надо. Главной проблемой, как всегда, оказалась краска. Пришлось обойтись «эконом-вариантом» - водоэмульсионкой, после чего рисунок вскрыли лаком. «Этой краской сложно рисовать, она сильно течет, приходится постоянно подтирать, - рассказывает Таня. - С другой стороны, у нее яркие цвета. Работать с баллончиком было бы сложнее и дороже».
У Наталии с Таней большие планы. Весной они хотят закончить работу над подъездом - кроме двери расписать еще колонну и кладовую, нанести на козырек красиво написанный адрес дома, расписать подъезд изнутри. Идеи пока что четкой нет, может быть, добавить на подъезд этнический орнамент или подсолнухи, но так, чтобы это красиво сочеталось. Но и это еще не все. В дальнейших планах - расписать теплицу возле школы и арку дома. Поступают заказы и от жителей других подъездов. «Главное - краска, а работать можно и в качестве волонтеров», - говорит Наталия. У Ирины планы скромнее - ей бы хотелось просто обновить свой рисунок, ведь за прошедшее время краска начала шелушиться, но и в этом случае проблема та же - пока не хватает средств.
Кроме домов на улице Харьковской чудесно расписанный подъезд есть и по пр. Ивана Франко, 26. Забавные коты и персонажи популярного советского мультфильма «Жил-был пес» появились здесь летом этого года.
А вот на Соцгороде, по Белорусскому проезду, 22, двери подъезда не расписаны, зато внутри жильцов радуют яркие картинки из диснеевских мультфильмов «Король Лев» и «Спирит - душа прерий».
На все руки мастера
Нельзя не заметить, что люди, взявшиеся расписывать подъезды, очень творческие. Одними подъездами дело никогда не ограничивается - это всего лишь одна из их многих, пусть и наиболее заметных окружающим работ. Пообщавшись с Ириной, расписавшей подъезд дома №23 по улице Харьковской, диву даешься, сколько у нее художественных идей. Женщина делает аппликации, расписывает бутылки, плетет венки из пуговиц. А сейчас, готовясь к Новому году, плетет потрясающие венки из шишек, изготавливает куколок, которые можно использовать в качестве елочных игрушек, делает огромное количество handmade открыток, среди которых нет ни одной одинаковой. Поделки эти выглядят не только не хуже, но даже лучше фабричных, что и не удивительно. Когда-то давно Ирина профессионально училась петриковской росписи, а в самом начале девяностых работала художником-оформителем центрального универмага. Ирина смогла создать в своем доме творческую атмосферу. Профессиональное художественное образование получила и ее дочь, а теперь забавные поделки из глины и пластилина делает и внучка. Свои работы Ирина не продает, а обычно раздает в качестве подарков.
У Тани, украсившей подъезд своего дома красочными кристаллами, из-за занятий времени для собственного творчества практически не остается. Занятия в училище длятся допоздна, после чего нужно еще вернуться домой из другого города, но до этого она делала множество рисунков, расписывала стену в квартире своей учительницы, нарисовала сакуру в доме у своего друга. В ее дальнейших планах - заняться дизайном интерьеров, а в отдаленной перспективе - стать мастером татуажа. Пока же девушка учится декоративно-прикладному искусству, петриковской росписи, а кроме этого - росписи на ногтях. Ее мама смеется: «Сейчас ногти расписывать на матери тренируется, а потом, наверное, и татуировку первой сделает».
Хотя мама Тани, Наталия, художественного образования не имеет (училась на пекаря, а сейчас работает слесарем в «Горгазе»), тем не менее, безудержное желание рисовать сдержать в себе не смогла и она. Женщина наносит технические надписи на технику предприятия, в прошлом году расписала рисунками турбазу, а сейчас, как и Ирина, делает новогодние венки.
Извечный вопрос: зачем?
У тех, кто расписывает подъезды, кроме тяги к творчеству есть и другие схожие черты. Практически все они (кроме Белорусского проезда) живут на первом этаже, и подъезд для них не что-то далекое, а чуть ли не продолжение квартиры. Все они - открытые и жизнерадостные люди, которые стараются не только для себя, но и для других.
Ирина со своей семьей ухаживает за деревьями во дворе, красит столики, лавочки, колеса. Иногда, когда у дворника выходной, а двор заметает снегом, расчищает дорожки. Осенью тоже старается убирать листья, только в этом году из-за проблем со здоровьем не смогла убрать все что хотела. «Я думала, кто-то поможет, увидит, что я работаю, и присоединится, но это никому не нужно. Все из окошек смотрят. Помощники бывают очень нечасто», - вздыхает она. Кроме уборки двора женщина взвалила на себя и обязанность по контролю счетчика тепла. Ирина рисует потому, что получает от этого удовольствие, а двором занимается постольку, поскольку хочет жить в чистоте и порядке. «Бывает такое настроение, - говорит она. - Хочется сделать мир вокруг себя лучше».
Семья Тани и Наталии в свое время сажала деревья во дворе, а сейчас присматривает за ними, поливает и обновляет. В подъезде также царит идеальная чистота. По словам Наталии, заняться росписью подъездов они решили потому, что в такое сложное время хочется как-то порадовать себя и окружающих. «Да и вообще, - замечает она, - хочется после себя что-нибудь оставить».
Жаль только, не все могут по достоинству оценить их труд. Большинству жителей очень нравятся жизнерадостные расписанные подъезды, но есть и те, кто непонимающе спрашивает: «Им что, нечем заняться?»