Пациенты-сердечники могут не дождаться операций из-за провала закупок
Скандал между кардиохирургом Тодуровым и командой американского реформатора украинского Минздрава - Уляны Супрун продолжает набирать обороты. За несколько дней это противостояние стало топ-темой в соцсетях.
Напомню, глава института сердца Борис Тодуров несколько дней назад заявил, что пациенты-сердечники не только лишились бесплатного лечения, но могут попросту не дождаться своих операций потому что Министерство провалило программу госзакупок более чем на 350 миллионов гривен. Подробности - в сюжете Натальи Савченко
6-летней Эвелине нельзя бегать, прыгать, заниматься любимыми танцами. Даже простуда может закончиться для нее фатально. У Эвелины порок сердца - отверстие в межпредсердной перегородке.
"Мы готовы делать хоть завтра, но нету денег на эту штуку", - говорит мама Эвелины Людмила Опульская.
Без окклюдера - это своеобразная заплатка, которая должна перекрыть отверстие в сердечной перегородке Эвелины - операция на закрытом сердце невозможна. А цена окклюдера для семьи неподъемная. И это только одна из тысяч подобных история.
В одном только столичном Институте сердца таких пациентов более 300. Детей, которым срочно необходима операция на сердце. Окклюдеров, говорят в пациентских организациях, и раньше закупали всего по нескольку в год. Но с первого декабря остановилась очередь на все кардиологические операции. Даже более дешевые и опасные на открытом сердце.
Не на камеру мамы говорят, что в кардиоцентрах нет оксигенаторов - веществ, которые очищают кровь от растворенных в ней газов. Отсутствие этих препаратов и других специализированных расходников для кардиоопераций стало причиной скандала между главой Института сердца Тодуровым и руководством МОЗ. В интервью одному из изданий он заявил:
"Во все области Украины за счет бюджетных средств необходимо было закупить стенты, клапаны, оксигенаторы, тромболитики, катетеры, различные скоропомощные препараты.... Тендер провален полностью, препараты не закуплены ни в одну больницу ни одной области. Такого не было никогда, даже в самые плохие времена".
Еще одно обвинение - в личной неприязни. Тодуров утверждает, что замминистра Алексей Линчевский заблокировал создание в Луганской и Донецкой областях кардиоцентров, а на письмо из Кабмина с просьбой включить Институт сердца в список учреждений, которым разрешается делать пересадку сердца, отвечает нарисованной рожицей и лаконичным "не-а".
Однако отвечать на вопросы журналистов кардиохирург сейчас отказался, говорит, в Киев вернется не раньше чем через 5 дней. Телефон Линчевского - отключен. На наш звонок отвечает пресс-секретарь Линчевского и говорит: замминистра занят, общаться с прессой не намерен.
"Он очень занят, у него - график".
Но на наши вопросы чиновник Минздрава ответит письмом. Вот его ответ.
"Письма не содержали никакой информации об обоснованных финансовых расчетах, реальные потребности и о согласовании в соответствии с законодательством с органами местного самоуправления".
Официальная позиция министерства непоколебима. С 2016 госзакупками занимаются международные организации. В задержках обвиняют предшественников. Дескать, процедуру закупок на 2016 начали только в августе. Ведь до этого пустовало кресло главы Минздрава.
Однако когда пациенты получат медикаменты - ответа на это не дают. И 6-летней Эвелине, как и тысячам других пациентов, приходиться надеяться на чудо. Для них официальная статистика звучит как приговор - за 2015 от сердечно-сосудистых заболеваний скончались 420 тысяч украинцев.