Сегодня православные и греко-католики отмечают Святой Вечер - традиции и 12 постных блюд
Сегодня в канун Рождества отмечают Святой Вечер - Сочельник - Богатый Вечер - Богатая Кутья - Вилия - один из самых торжественных христианских и православных праздников.
В Святой Вечер начинаются Святки - две недели зимних праздников, которые продолжаются вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января.
В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка. Пишет ukraine-in.
Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный Рай-Дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т. д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам по хозяйству завершали практически всю важную работу от благоустройства дома, двора и хозяйственных зданий до ремонта рабочего инвентаря (даже летнего: телеги, косы и т. п.), ткачества полотна и дубления кож.
По обыкновению к праздникам хозяйки тщательным образом убирали в домах, отбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерти, ткани и полотенца. Обязательно пытались купить новую одежду для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.
В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал, и стар. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской звездой. Также избирали своего главного атамана («березу»), «побажальников» (тех, кто будет желать), казначея, михоношу (того, кто будет носить мешок) и других исполнителей.
В канун Рождества - 6 января, - еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду - кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать «живым огнем» (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками. Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также «непочатая» - набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи «до света», а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде в новом горшке постные голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.
Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед - вечного счастья святых на Небе). Узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).
Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу, и еще раз проверяли все ли готово к Святому Вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом «Святки». Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик - три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-Дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: «Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!»
Потом брали Рай-Дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность.
Согласно традиционному украинскому мировоззрению, Рай-Дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут «Раем» (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.
До тех пор, пока Рай-Дидух стоит в углу, строго запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6 января, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.
Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть - для людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который вставляли свечу.
Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав с кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически кудахтали и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар - караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумерок.
Готовясь к ужину в Свят Вечер, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.
Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю. Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина негоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.
В Вилию, в канун Святой Вечери, негоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.
Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.
Если за праздничным ужином девушка чихнет - это знак, что она замуж выйдет, если парень чихнет - добрым казаком будет. Ранее отец в таком случае дочери дарил теленка - к счастью, а сыну - жеребенка. Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.
По традиции, на Святой Вечер должно быть «богато» - 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустняк, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (от 3 до 4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.
После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.
После Святой Вечери и угощений негоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом. Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.
Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и «виншували».
Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами и т. д.).