Украина: Топтание на дне
Похоже, украинский премьер Гройсман - из тех серьезных людей, которые на протяжении всей первой брачной ночи рассказывают молодой жене, как ей будет хорошо.
Бюджет Украины в Верховной Раде давно приняли, 2017-й год начался, а Гройсман в посленовогодних интервью все еще рассказывает населению, как ему (населению) повезло - и с Кабмином, и с бюджетом.
И если от слов «халва» слаще не становится, то, очевидно, нужно не рот разевать, а уши прочистить - чтоб лучше слышать, жевать все равно нечего.
Гройсману очень понравился свой эпитет для обозначения бюджета на 2017 год - «человекоцентричный», и он его повторяет при каждом удобном и неудобном случае. Причем, в его понимании это относится и к росту расходов на войну до 136 млрд. грн. Если на смертях соотечественников, какой-то человек может заработать, то действительно - бюджет «человекоцентричный», и мы даже знаем того человека.
Как это ни странно, но с Гройсманом не согласен один из представителей нынешней власти - спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий: «Это бюджет обороны Украины. Это бюджет обороны всего свободного мира». Впрочем, и Парубий живет в каком-то своем, «свободном мире».
Премьер обещает рост экономики Украины около 3%. Если нужны цифры ради цифр, то можно обеспечить и 5% роста, запустив распродажу земель. Но вновь, даже гипотетический рост будет обеспечен не созданием новых производств, загрузкой имеющихся мощностей, ростом экспорта, а распродажей того, что имелось до установления майданной власти. Да и сам по себе рост даже в 3-5%, (которого все же не будет) на фоне падения в 17% за 2014-15 годы будет означать лишь топтание на дне.
К тому же, правительство рассчитывает получить 17 млрд. грн. от приватизации - от перепродажи ранее созданного. Но и эта цифра выглядит совершенно нереальной на фоне 2016 года - за 11 месяцев прошлого года Украина от приватизации получила всего лишь 83,56 млн. грн. при запланированных тех же 17,1 млрд. грн.
За три майданных года государственный и гарантированный государством внутренний долг Украины вырос почти в два раза - с 284 до 560 млрд. грн. И это без учета 148 млрд. грн., которые должны быть выделены на национализацию «Приватбанка». А государственный и гарантированный внешний долг вырос в 1,2 раза - с 37, 6 до 45,7 млрд. долл. Расходы на обслуживание госдолга в 2017 году составят около 30% расходов бюджета Украины.
И в этих условиях правительство Украины принуждает людей нести свои сбережения в банки! Речь идет о вводимом ограничении на расчеты наличными в 50 тысяч гривен. Это приведет к дополнительным затратам населения при совершении крупных покупок в виде процентов за банковское обслуживание и стремление уйти от регистрации сделок.
Еще одно сомнительное достижение - повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен - приведет не столько к росту реальных доходов, сколько к усилению налогового пресса. Источником финансирования повышения «минималки» должен стать мелкий и средний бизнес. Согласно нововведениям, даже отсутствие деятельности существующих предприятий не избавляет от уплаты налогов - даже бездействующие ФОП и ЧП должны будут платить по 704 грн. единого социального взноса. Но мелкий бизнес не спит. И время в предновогодние праздники не терял зря. Он закрывался. Спасибо Правительству. Только за предновогоднюю неделю на Украине закрылось 10,85 тысяч «чепешников».
В одном из посленовогодних интервью Гройсман выдал фразу, вероятно, призванную воодушевить украинцев, но перевести которую способен только Виталий Кличко: «Развитие экономики является тем фундаментом, на базе которого мы можем построить различные мероприятия. Они позволят вырвать людей из той бедности, в которой они находятся хронически десятилетиями».
Короче говоря, пора не только привыкать к земле, пока ее не отобрали, а и возвращаться к натуральному хозяйству, так как надеяться на это государство и его руководителей в наступившем году совершенно не приходится.