В Испании хотят найти виновных в катастрофе украинского Як-42
Минобороны Испании признало часть вины за гибель своих военных в авиакатастрофе зафрахтованного украинского Як-42 в 2003 году и заявило о возобновлении расследование причин трагедии. Министр обороны Испании Мария Долорес де Коспедаль встретилась во вторник, 10 января, с родственниками 62 испанских военных, погибших в авиакатастрофе в Турции 26 мая 2003 года. В этот день украинский самолет Як-42, зафрахтованный Минобороны Испании для полетов в Афганистан, разбился при посадке для дозаправки в Трабзоне. Министр признала долю вины своего ведомства за трагедию и пообещала возобновить расследование, чтобы выявить все обстоятельства, связанные с авиакатастрофой. Обещания де Коспедаль вызвали широкий общественный резонанс в Испании.
"Мы верим, что справедливость восторжествует"
Представитель Ассоциации родственников жертв катастрофы Як-42 Хуан Молина Ортега заявил DW, что встреча с министром "вселила в него огромную надежду: получить, наконец, правдивый ответ, почему погибли наши военные". "Мария Долорес выслушала нас со слезами на глазах и обещала все сделать, чтобы правда и справедливость восторжествовали. Выяснить правду - наш долг перед погибшими", - пояснил Молина Ортега.
Он напомнил, что в декабре 2016 года Госсовет, консультативный орган при правительстве Испании, рассмотрел по просьбе родственников погибших дело о крушении Як-42 и возложил часть ответственности за катастрофу на военное ведомство.
И хотя решения Госсовета, состоящего из бывших государственных деятелей, академиков, юристов и других видных представителей общественности, носят лишь рекомендательный характер, министр его признала. И это несмотря на то, что ни ее предшественники, ни суды никакой вины за министерством ранее не признавали.
Долгий путь к правде
Сантьяго Рамирес Карранса, адвокат, представляющий интересы ряда родственников погибших, напомнил в интервью DW, что с самого начала Минобороны утверждало, что катастрофа произошла из-за ошибки украинских пилотов. Эту версию никто не оспаривал.
Однако неясным оставался вопрос, почему Минобороны зафрахтовало самолет, рассчитанный на короткие перелеты и вынужденный совершать частные посадки. Или почему Минобороны не обращало внимания на жалобы военных, ранее совершавших полеты на Яках. В них говорилось о плохом состоянии этих машин и неподготовленности экипажей к международным перелетам.
По словам адвоката, особое беспокойство вызвало сообщение участвовавшей в расследовании турецкой стороны о том, что в крови погибших членов экипажа был найден алкоголь. Известно также, что украинские самолеты для транспортировки военных в Афганистан не использовал ни один союзник Испании по НАТО. Их фрахтовали разве что для доставки грузов.
Призрак коррупции
Есть основания полагать, отметил адвокат, что новое расследование может обернуться не только обвинениями в халатности. Не "исключено, что кто-то из чиновников мог получать взятки от некой фирмы-посредника, представлявшей украинского перевозчика". На подобную возможность недавно намекнул бывший министр обороны Хосе Боно, занимавший данный пост в 2004-2006 годах. По словам Боно, он в свое время не смог обнаружить в архивах документы, связанные с фрахтовкой Яков.
Рамирес Карранса пояснил, что из-за пропажи документов, которые теперь обещает разыскать Мария Долорес де Коспедаль, до сих пор родственникам погибших не выплачена страховка. Им пришлось довольствоваться лишь компенсацией от военного ведомства.
Адвокат добавил, что его подзащитные приглашены на заседание парламентской комиссии по обороне 16 января, на котором выступит де Коспедаль. Ожидается, что оппозиция потребует на этом заседании немедленного отозыва посла в Великобритании Федерико Трильо, занимавшего в 2003 году пост министра обороны, а также официальных извинений государства перед родственниками жертв катастрофы.