Активность амигдалы впервые связали с риском инсульта
Известно, что хронический стресс повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Однако нейронный механизм, который опосредует эту связь, изучен недостаточно. Одной из областей мозга, участвующей в реакции стресса, является амигдала: в сочетании с другими факторами она приводит к соответствующим гормональным и поведенческим изменениям. При этом ни одна работа до сих пор не подтвердила, что гиперактивность амигдалы предшествует, например, инсульту.
Чтобы восполнить пробел, ученые из Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне и других учреждений провели два исследования. В рамках первого авторы изучили снимки 293 человек с атеросклерозом, сделанные с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и компьютерной томографии (КТ), и сопоставили активность их амигдалы с активностью костного мозга (также участвует в реакции стресса) и уровнем воспаления внутренней оболочки артерий.
Результаты показали, что в течение трех-семи лет после обследования 22 пациента имели сердечно-сосудистые заболевания, причем активность их миндалевидного тела коррелировала с показателями костного мозга и состоянием артерий. Иными словами, активность амигдалы позволяла предсказать возникновение таких осложнений. В зависимости от используемых диагностических критериев связь с сердечно-сосудистыми заболеваниями становилась менее или более явной.
На втором этапе ученые проанализировали данные 13 человек с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Работа их мозга также изучалась методом ПЭТ, после чего активность амигдалы сравнивалась с уровнем воспаления внутренней оболочки артерий. Обследование подтвердило, что стресс тесно связан с обоими параметрами: активностью миндалевидного тела и состоянием артерий, а также чрезмерно высоким гемопоэзом.
По мнению авторов, работа показывает связь между избыточной активностью миндалевидного тела и риском сердечно-сосудистых заболеваний. Полученные данные могут использоваться для профилактики последних: врачи могли бы заранее консультировать пациентов, активность амигдалы которых выходит за рамки нормы, о возможных последствиях. Кроме того, потенциально медикаментозная коррекция такой активности могла бы снижать риск этих заболеваний.