Экологическая война - новый виток событий на Донбассе
С самого начала отражения гибридной агрессии северо-восточного соседа Украина сталкивается со все новыми и новыми проблемами. Сначала Крым, потом "ДНР" и "ЛНР", или, как их теперь называют, ОРДО и ОРЛО. Боевые действия не прекращаются. И это повлекло за собой не менее «неприятные» последствия. Теперь над жителями Донецкой и Луганской областей, как дамоклов меч, нависла новая угроза. Если не предпринять в скором времени необходимые меры, мы можем столкнуться с экологической, техногенной и гуманитарной катастрофой. О таких неутешительных прогнозах БИЗНЕС узнал из своих источников на оккупированной территории.
Донбасс - крупный промышленный регион, в котором расположены несколько тысяч производственно-промышленных предприятий. Теперь тут идет война, и на линии фронта оказались объекты, которые при определенных обстоятельствах могут привести к катастрофе. Это ЧАО «Бахмутский аграрный союз», КХП «Дзержинский фенольный завод», а также газопровод ГРС. В результате боевых действий их инфраструктуру периодически повреждают. Ремонт крайне необходим. Но загвоздка вот в чем. Расположения объектов - этот фактор играет не в нашу пользу. Они находятся в гуще событий, и для проведения соответствующих ремонтно-восстановительных работ по отработанной не в первый раз схеме обе стороны конфликта должны предоставить письменные гарантии о прекращении огня на период ремонта. Более того, в этих районах находится множество взрывоопасных предметов, например, неразорвавшиеся боеприпасы. Это, мягко говоря, усложняет задачу. За соблюдением сторонами гарантий проследят патрули Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Но дело в который раз стало за представителями Кремля, которые продолжают «хранить молчание» вот уже более 5 месяцев, в то время как мирные жители стали заложниками ситуации. Учитывая масштаб угрозы, такая пассивная позиция граничит с терроризмом. Правительство Украины со своей стороны делает все, что может. Но этого мало, и достучаться до российской стороны пока не получается.
Экологическая проблема, естественно, может отразиться на политической ситуации. Украина должна сесть за стол переговоров с представителями Кремля, правящими бал в ОРДО и ОРЛО, - это одно из выдвигаемых требований Россией. Оно звучит чуть ли не каждый раз, когда речь заходит о надвигающейся катастрофе. Этот шаг необходим Путину, чтобы легализовать оккупированные области.
Газораспределительная станция
Сейчас острым вопросом является необходимость проведения ремонтных работ по восстановлению обеспечения газоснабжения и теплоснабжения в городах Марьинка и Красногоровка Донецкой области. Гуманитарная катастрофа там уже имеет место быть: без отопления в указанных городах сейчас находятся более 26 тысяч людей. В городах не работает ни одна из 13 котелен, 6 школ, 5 детских садиков, 3 градообразующих предприятия. Люди замерзают насмерть в прямом смысле.
Удовлетворение потребностей населенных пунктов в газе и тепле обеспечивал газопровод высокого давления ГРС. Теперь более 26 тысяч человек остались без отопления. Снабжение газом тут отсутствует с 2014 года. ГРС и газопроводу-отводу, протяженностью 5 км, необходим ремонт. Для этого нужно предварительно разминировать места проведения работ. Как только это условие будет выполнено и огонь прекратится, специалисты приступят к ремонту. Руководство предприятия ПАО "Красногоровский огнеупорный завод", который займется вопросами ремонта, уже подало заявление на проведение соответствующих работ. Но все упирается в отсутствие гарантий Кремля.
В 99% таких случаев работы удается организовать иногда даже с показательной активностью самопровозглашенных главарей ОРДО. Как пример, в начале этого года проходили ремонтные работы поврежденной Донецкой фильтровальной станции. Тогда письменные гарантии давались быстро, «режим тишины» вводился моментально, а работы по восстановлению проводились в кратчайшие сроки. Однако сегодня речь зашла об объектах, на проведение восстановительных работ которых Кремль принципиально не дает гарантий безопасности уже почти полгода. Возникает вопрос: с чего вдруг такие "преференции"? Донецкая фильтровальная станция обеспечивает водой районы оккупированных территорий: город Ясиноватая и часть Донецка. В этом ее ценность для власть имеющих в ОРДО. Что касается газораспределительной станции - она поставляет ресурс на территорию, подконтрольную украинскому правительству.
Все три пункта являются потенциальными носителями гуманитарной (в случае городов Марьинка и Красногоровка) и экологической катастроф (в случае фенольного завода и свинокомплекса). Информация об обострении ситуации в этих районах в течение 2016 звучала неоднократно. Фактически, в настоящее время все три пункта находятся под обстрелами вражеской артиллерии. «Случайные» разрушения критически важной инфраструктуры, в частности газопроводов, осуществляются подконтрольными РФ силами неоднократно. Стоит вспомнить диверсионные действия против системы основного транзитного газопровода Уренгой - Помары - Ужгород: 2 взрыва 12 мая 2014 - вблизи с. Небилов Рожнятовского р-на, Ивано-Франковщина (переход р. Лимница), 1 взрыв 17 июня 2014 вблизи с. Исковцы Лохвицкого р-на, Полтавщина. Это только в 2014 году. Поэтому использование любых средств для разрушения газопроводов Украины разного уровня будет продолжаться.
Фенольный завод
Вторая и не менее важная проблема области - необходимость ремонта инфраструктуры фенольного завода возле поселка Новгородское Донецкой области, игнорирование которой несет в себе очень серьезные угрозы возникновения техногенной и гуманитарной катастроф в районе. По результатам классификации химически опасных объектов в Донецкой области и уровня угрозы 1 января 2016 года завод был отнесен к первой степени опасности. При заводе размещен шлаконакопитель, содержащий 400 тыс. куб м отходов фенольного и нафталинового производства. В результате постоянных обстрелов была повреждена его дамба, а также трубопровод, через который ведется откачка воды. В настоящее время уровень жидкости в накопителе достиг критической отметки.
Если поврежденная дамба продолжит разрушаться, вещества, которые хранятся в шлаконакопителе 3-й очереди, могут попасть в реку Кривой Торец и распространиться дальше по течению. Это фенолы, фенольные соединения, серная кислота, формальдегиды, нефтепродукты, смолистые вещества, нафталин и другие опасные химические вещества, образовавшиеся в процессе основного производства. Сейчас их объем равен 510 тыс. куб м. Вдобавок к загрязнению реки вероятно образование ядовитого селевого потока и токсичного облака.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, в первых рядах окажется н.п. Новгородское и Нелеповка. Только по предварительным официальным расчетам, в прогнозируемую зону химического заражения попадает более 4,5 тысяч человек. Руководство Новгородского поселкового совета бьет тревогу, стучит в двери разных инстанций, но эта угроза все еще нависает над жителями.
Разрушение фенольного завода может привести не только к распространению вредных веществ в почвы и воды, но и приведет к финансовым убыткам. Так, по аналогии с экологической катастрофой в г. Уфа в 1990 году, убытки на то время составляли около 260 млн. дол. Отравление получили около 2000 человек. Подсчет сегодняшней ситуации говорит о возможности отравления населения в г. Горловка и прилегающих территориях.
Бахмутский аграрный союз
Третий объект, оказавшийся на линии фронта - ЧАО «Бахмутский аграрный союз». Это промышленный свинокомплекс, располагающийся в селе Новолуганское Бахмутского района Донецкой области. Тут на содержании находится 94 тыс. голов домашнего скота. Работает на предприятии практически все население села. Оно является бюджетообразующим и, по сути, градообразующим предприятием. Одно из крупнейших объединений Украины, работающих в сфере сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции.
Проблема свинокомплекса в с. Новолуганское Бахмутского района Донецкой обл. грозит возможностью распространения стоков в поля и потенциальной утечкой в р. Северский Донец. Решение вопроса использования продуктов деятельности комплекса целесообразно рассматривать через реализацию проекта биогазовых установок. Однако близость комплекса к району боевых действий вряд ли заинтересует потенциального инвестора, особенно с учетом срока окупаемости инвестиций на уровне 3-7 лет (в зависимости от проекта).
Приход "русской весны" и, как следствие, боевые действия негативно отразились и на этом предприятии и обернулись весьма тревожными последствиями. Периодические обстрелы повредили энергосеть и газопровод, из-за чего только за январь и февраль 2015 года предприятие не единожды отключали от энергоснабжения. А летом 2014 года оно осталось без питьевой воды.
Но эти проблемы незначительны в сравнении с той реальностью, с которой мы можем столкнуться в ближайшее время, если не сдвинемся с мертвой точки. Угрозу экологической катастрофы несет нерешенный вопрос разминирования участков инфраструктуры (полей орошения) данного объекта, которые задействованы в технологии очистки сточных вод. Проблема заключается в следующем. Для очищения комплекса от гноя используется технология гидросмыва. Отходы предприятия накапливаются в виде сточных вод в специальном технологическом сооружении. Это пруд-накопитель, емкостью около 1 800 000 куб м. Сюда воды поступают после локальных очистительных сооружений биологического очищения. Способ утилизации отходов предусмотрен только один: орошение нормативно очищенными и разведенными сточными водами полей на территории. Но этого не происходило с самой весны 2014 года, когда ситуация начала накаляться. Теперь пруд уже практически переполнен.
Если плотину прорвет, произойдет утечка неочищенных стоков, что приведет к неминуемой экологической катастрофе и вспышке разного рода инфекционных заболеваний. Неочищенные сточные воды по рельефу местности через населенные пункты с. Травневое, с. Кодема, с. Зайцев (Бахмутского р-на) попадут в реку Бахмутка. Она в свою очередь впадает в реку Северский Донец, а это один из немногих источников питьевой воды в Донецкой области. Уже в конце июля результаты лабораторных исследований проб воды из указанных рек показали превышение гранично-допустимых концентраций вредных химических и биологических веществ.
Одной из многочисленных мер и попыток решить вопрос было совещание, которое проходило 20 мая 2016 года в Департаменте по вопросам гражданской защиты, мобилизационной и оборонной работы. В нем участвовали все заинтересованные органы управления. Спустя несколько дней на очередное совещание позвали представителей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине. Эта проблема уже тогда тревожила украинские органы и представителей Бахмутского аграрного союза. По данному вопросу 22 августа 2016 в помещении СЦКК в который раз провели брифинг, где присутствовали руководители и представители украинской и российской сторон СЦКК, а также представители Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине и Донецкой облгосадминистрации. Но до сих пор эта проблема не решена.
По факту село Новолуганское сейчас на волосок от прорыва плотины, и поэтому "Бахмутский аграрный союз" вынужден приостановить производство. А это, учитывая, что на предприятии работает практически все население села, значительное увеличение уровня безработицы и существенное уменьшение доходов в бюджет Бахмутского района, а также полная потеря активов предприятия из-за дальнейшего разграбления и повреждения инфраструктуры. И все же, эти меры звучат не так фатально, как "техногенная катастрофа". Так что из двух зол выбираем меньшее.
Итак, подведем итоги. Все, что необходимо для решения гуманитарной катастрофы в городах Марьинка и Красногоровка и предотвращения возможной техногенной и экологической катастрофы - это провести ремонтные работы в условиях письменных гарантий безопасности. Украина такие документы уже неоднократно предоставляла и обеспечила все необходимое для проведения таких работ. Миссия ОБСЕ готова их подтвердить, ремонтные бригады - провести соответствующие работы, саперы МЧС - разминировать территорию. Все инстанции "на низком старте". Однако вот уже 5 месяцев не готовы самопровозглашенные главари. Почти полгода они молчат и не отвечают на многочисленные запросы с украинской стороны, обращения руководства Миссии ОБСЕ. Игнорируют даже показательные обращения российской стороны СЦКК. Процесс переговоров с российской стороной не прекращается, им постоянно напоминают об этой проблеме, требуют начать действовать, но результатов пока не видно никаких. Хочется надеяться, гарантии будут предоставлены в ближайшее время, на что наверняка нужно не более часа времени и соответствующие распоряжения "кураторов" сверху. Ведь уже сейчас хватает предпосылок к тому, что Россия может предстать перед международным уголовным судом в Гааге, и ее "участие" в решении гуманитарной и экологической катастрофы, которые могут настичь Украину, также вниманием не обойдут. Мнение участников конфликта и экспертов сходится на том, что все три пункта используют в качестве давления на Украину. Без прекращения огня со стороны подконтрольных РФ сил вероятность катастрофы крайне высока.