Вильнев: Отцу бы не понравилась современная Формула 1
По мнению Жака Вильнева, чемпиона мира 1997 года, гонщики современной Формулы 1 не уважают своих соперников, а высокие стандарты безопасности негативно сказываются на характере борьбы на трассе.
Сравнивая Формулу 1 XXI века с тем, каким был чемпионат в 70-80-х гг. прошлого столетия, когда выступал его отец, легендарный Жиль Вильнев, канадец сказал: «Когда я говорю о современной Ф1, я начинаю чувствовать себя старым, потому что мне не нравятся технологии, которые сейчас применяются. По-моему, Формула 1 всегда была экстремальной, всегда отодвигала пределы возможного, в том числе в ней проверялись возможности человека - таким этот спорт был изначально. Машины должны быть очень быстрыми, расходы - очень высокими, вообще все должно быть немножко сумасшедшим. Но сейчас этого нет.
Гонщики после финиша даже не выглядят вспотевшими, им приходится беречь машину на всей дистанции Гран При, они проходят круги секунд на восемь медленнее, чем в квалификации. Но это же неправильно!
К сожалению, проблемы начались, когда Формула 1 начала прислушиваться к мнению болельщиков, которые жаловались на дефицит обгонов, и в итоге было решено оснастить машины системами DRS - тогда будет по сто обгонов в каждой гонке!
Но запомнился ли вам хотя бы один обгон в эпоху DRS? Нет! Потому что вы не видите, как работает гонщик, как он готовит обгон. Но давайте посмотрим MotoGP: иногда мотогонщику требуется 10 кругов, чтобы подготовить такой маневр и в итоге опередить соперника. Но в Формуле 1 вы догоняете соперника, а на прямой просто нажимаете кнопку - и готово!
Все эти попытки повысить зрелищность, по-моему, в итоге давали обратный эффект. Посмотрите на гибридную силовую установку: в ней воплощены невероятные технологии, но все это сделано исключительно для инженеров. Какое отношение все это имеет к Формуле 1? Я бы не хотел, чтобы на моем дорожном автомобиле стоял такой двигатель.
Дело ведь не в количестве обгонов: все хотят видеть настоящее состязание. Думаю, моему отцу современная Ф1 не могла бы понравиться, он всегда любил сражаться на пределе возможного и отодвигать этот предел. В его годы, чтобы опередить соперника, нужно было его перехитрить. Для этого нужно было ехать за ним кругов пять-шесть, наблюдать за его действиями, искать его слабые места - обгон надо было всегда готовить.
Машины той эпохи были опасными, обгонять было сложно - поэтому между гонщиками было больше взаимного уважения. В те годы никто не вилял на прямой, многократно меняя направление движения - это немыслимо! И в поворотах никто не тормозил на внутреннем радиусе: в зоне торможения гонщик старался придерживаться своей траектории, оказаться на внешнем радиусе и затормозить позже соперника. Все было корректно и уважительно.
Да, между машинами происходили контакты, но лишь по ошибке. А теперь гонщикам кажется, что они находятся внутри компьютерной игры, и в их словаре даже нет слова «уважение». Все и так прекрасно, ведь ты все равно не получишь травму. Наверное, они иногда думают, что в случае аварии можно нажать кнопку Esc и произвести перезагрузку...»