Другая колея. Почему Укрзализныцю вывели из-под влияния Народного фронта
ПАО Укрзализныця больше не подчиняется Мининфраструктуры, управление компанией передано Кабинету Министров.
Такое решение вчера вечером приняло правительство с подачи вице-премьера, министра экономики Степана Кубива.
Финального текста решения Кабмина нет, но уже сейчас становится очевидным передел сфер влияния. Министр инфраструктуры Владимир Омелян, попавший в правительство по квоте Народного фронта, не раз давал понять, что работа Укрзализныци неудовлетворительная, и имел ряд претензий к руководителю железнодорожной компании Войцеху Балчуну.
Теперь же ответственным за формирование правления и управлением железнодорожной компании займется формально правительство, де-факто премьер-министр Владимир Гройсман. За транспортным министерством останется функция регулятора в сфере железнодорожного транспорта.
Евгений Кравцов, заместитель министра инфраструктуры и глава набсовета Укрзализныци, говорит, что переподчинение предприятия особо ничего не изменит. По его словам, и раньше в уставе компании министерство подавало и готовило ряд документов, и сейчас есть предписание о возможном делегировании определенных полномочий Мининфрастуктуры. Впрочем, по закону о деятельности ПАО госкомпания с самого начала была закреплена за Кабинетом Министров.
"Я не раз говорил, что у нас нет стремления в ручном режиме управлять Укрзализныцей. Сам факт того, что наша же команда год назад провела корпоратизацию, которая априори подразумевает в значительной степени автономию компании, только является тому подтверждением", - отмечает Кравцов.
Он приводит пример той же Deutsche Bahn, которая не управляется министерством транспорта Германии. Чиновник напомнил, что схожая реформа проходит в НАК Нафтогаз-Украины и ряде других крупных госпредприятий в части разделения функций управления и формирования госполитики. "В Нафтогазе это [реформа - НВ] получило значительное количество позитивных результатов, мы должны повторить ее в Укрзализныце. Если бы мало-мальски сохранился ручной контроль, тогда корпоратизация была бы завалена", - предостерегает Кравцов.
Официальные комментарии сводятся к тому, что действия направленны для повышения эффективности работы Укрзализныци. Эксперты считают, что такая рокировка дает Балчуну дополнительное время для того, чтобы доказать свою состоятельность как менеджера, поскольку результаты работы компании, мягко говоря, не впечатляющие.
По словам Сергея Вовка, директора Центра транспортных стратегий, Укрзализныця пока не показала никакого результата, и объясняла это не лучшим уровнем диалога с министерством инфраструктуры: "Мы должны увидеть какие-то конкретные результаты, а не подписание меморандумов, которые по факту являются всего лишь бумагой и договором о намерениях, а не увенчиваются конкретными программами по инвестированию и по другим вещам".
Сегодня перед железнодорожной компанией стоят по сути две главные задачи: начать программу модернизации, включающую закупки подвижного состава, и повысить прозрачность финансовых потоков, где будет четко обозначена структура доходов и расходов, а также себестоимости затрат. "То, что мы видим сейчас по структуре доходов и расходов УЗ не понимают ни министерство, ни специалисты", - говорит Вовк.
Но некоторые сдвиги все же есть. Алексей Андрейченко, старший аналитик инвестгруппы АРТ Капитал, говорит, соотношение чистого долга к EBITDA Укрзализныци упало до 1,8 - это самый низкий показатель с 2012 года. По его словам, такое улучшение финансовых показателей благодаря одновременному росту прибыли и падению долга дает возможность компании вернутся на рынки капитала в скором будущем.